Лавров: Россия не хочет войн, но не позволит игнорировать свои интересы
Министр отметил, что пока переговоры с США и НАТО по вопросам безопасности еще не завершены
МОСКВА, 28 января. /ТАСС/. Россия не заинтересована в войне, но и не позволит пренебрегать своими интересами безопасности. Об этом заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью радиостанциям в пятницу.
"Если это зависит от Российской Федерации, войны не будет. Мы войн не хотим, но и наступать грубо на наши интересы, игнорировать наши интересы мы не позволим", - подчеркнул он.
Министр отметил, что пока переговоры с США и НАТО по вопросам безопасности еще не завершены. "Как вы знаете, американцы и натовцы больше месяца изучали наши предельно простые предложения, заключенные в проектах договора с Вашингтоном и соглашения с Североатлантическим альянсом, а мы получили только позавчера ответы, которые в таком западном стиле наводят тень на плетень во многом, но там есть рациональные зерна по второстепенным вопросам", - пояснил Лавров.
Он уточнил, что эти "второстепенные вопросы" на определенных этапах имели большую важность. Речь, по словам главы МИД, идет о проблеме ракет средней и меньшей дальности, которая возникла после выхода США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). "Мы призывали их все-таки внять голосу разума, президент России потом направил свое послание всем членам ОБСЕ, где предложил присоединиться к нашему одностороннему мораторию при согласовании мер верификации. Это было проигнорировано, а сейчас это включено в их предложения", - заметил Лавров.
Кроме того, по его словам, в ответных предложениях содержатся идеи, аналогичные ранее проигнорированной российский инициативе об отводе учений подальше от границы с обеих сторон, о согласовании предельной дистанции для сближения боевых самолетов и боевых кораблей, ряд других мер деконфликтинга, деэскалации и мер доверия.
"Все это отвергалось в течение последних двух-трех лет. Сейчас все это предлагается обсуждать. То есть конструктив, который содержится в этих предложениях, по сути, заимствован из российских инициатив последнего времени. Но это, я считаю, хоть что-то, по-русски говоря. Но главное для нас - разобраться с концептуальными основами, на которых выстраивается европейская безопасность", - подытожил министр.
Ответ на реакцию США
По словам министра, Россия готовит разные варианты реакции на ответ США и НАТО по гарантиям безопасности, решение примет президент РФ Владимир Путин.
"Что мы будем делать, если Запад не будет внимать голосу разума, президент уже об этом сказал: если попытки договориться о взаимоприемлемых принципах обеспечения безопасности в Европе не дадут результата, тогда мы будем принимать ответные меры. Отвечая на прямой вопрос, какими могут быть эти меры, он сказал: "Они могут быть самыми разными. Я буду принимать решения на основе тех предложений, которые мне представят наши военные". Естественно, другие ведомства тоже будут участвовать в подготовке этих предложений, сейчас идет межведомственная проработка полученных ответов", - сказал Лавров.
"Предложения об ответе будут готовиться президенту, решение будет принимать президент. Мы вырабатываем свою линию на данном этапе", - уточнил министр.
"Западные заклинания"
По словам Лаврова, западные страны в своих "заклинаниях" избегают даже ссылок на документы, в которых содержатся обязательства не укреплять свою безопасность за счет безопасности других.
"В 2010 году в Астане, а до этого в 1999 в Стамбуле все президенты и премьеры стран ОБСЕ подписались под пакетом, в котором содержались взаимосвязанные принципы обеспечения неделимости безопасности. Запад выдергивает из этого пакета только один слоган - "каждая страна имеет право выбирать себе союзников, выбирать военные союзы", но там же это право обговорено обязательством каждой страны не укреплять свою безопасность за счет безопасности других", - сказал он.
"Запад в своих заклинаниях о том, что политика открытых дверей НАТО священна и что никто не может запретить Украине вступить в НАТО, просто нарочито и откровенно избегает даже ссылок на эту вторую часть обязательств", - подчеркнул глава МИД РФ.