Лавров: Путин всегда дает возможность высказаться и никогда не выдвигает ультиматумов

Владимир Путин и Сергей Лавров. ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин
Владимир Путин и Сергей Лавров
Глава МИД РФ рассказал, что с момента своего назначения на этот пост находится в постоянном, "практически ежедневном" рабочем контакте с президентом

МОСКВА, 11 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью для специального проекта ИТАР-ТАСС "Первые лица" признался, что считает президента Владимира Путина очень конструктивным человеком. 

Лавров отметил, что с момента назначения на пост министра иностранных дел в марте 2004 года находится в постоянном, "практически ежедневном" рабочем контакте с Путиным. "Беседуем в зарубежных поездках, в которых всегда сопровождаю президента, встречаемся перед приемом иностранных лидеров в России, - рассказал он. - Владимир Владимирович умеет слушать, как никто другой. Это не комплимент и не лесть, а констатация важного качества". "Путин всегда дает возможность высказаться и никогда не выдвигает ультиматумов. Ни одна здравая мысль, способная помочь конструктивному решению проблемы - будь то экономический вопрос или кризис типа украинского, - не ускользает от его внимания", - подчеркнул министр.

Назначение Виталия Чуркина на должность постпреда при ООН

Глава дипведомства признался, что сам предложил Владимиру Путину рассмотреть кандидатуру Виталия Чуркина на должность постоянного представителя при ООН. "Это было мое предложение, и я приводил аргументы в его защиту. Учитывая важность поста, просил президента, чтобы перед назначением он принял Виталия и лично с ним пообщался", - рассказал он.

"Виталий - мой старый товарищ. В апреле 1992 года нас вместе произвели в заместители министра иностранных дел России, и с тех пор наши тропы часто пересекались, - вспоминает Лавров. - Скажем, когда он работал на Балканах, я отвечал за этот участок".

Глава МИД РФ рассказал, как обычно проходит взаимодействие с президентом во время зарубежных визитов министра: "Перед поездкой обычно докладываю позицию, которой собираюсь руководствоваться, и после получения указаний придерживаюсь выработанной линии". Министр не стал раскрывать "все секреты кухни", но отметил, что, как правило, "есть несколько вариантов действий". 

"Хотя бывают принципиальные случаи, где компромиссы исключены. Тогда так и говорю Владимиру Владимировичу, - продолжил Лавров. - В особо серьезных ситуациях, если приходится редактировать тексты и прочтение может быть двояким, звоню по телефону и излагаю нюансы". По его словам, именно так в сентябре прошлого года согласовывалась договоренность с американцами по сирийскому химическому оружию. "В документе была пара спорных моментов, и я звонил в Кремль из нашего представительства в Женеве", - сказал глава российской дипломатии.

"Закон Димы Яковлева"

Лавров вспомнил и о том, как проходило обсуждение с главой российского государства так называемого "закона Димы Яковлева", еще до его подписания. "Я доложил тогда оценку правовых аспектов и возможных последствий принятия документа, - отметил министр. - Он вступал в силу в декабре 2012 года, а несколькими месяцами ранее мы с американцами подписали в Вашингтоне соглашение о сотрудничестве в области усыновления, за которое очень долго бились, поскольку проблем с российскими детьми в США становилось все больше, были случаи жестокого обращения, изнасилований и даже убийств".

Лавров обратил внимание, что госдепартамент отказывался брать на себя ответственность, "мотивируя тем, что по американскому законодательству такие вопросы находятся в ведении судебных систем отдельных штатов". "В итоге мы добились принятия межправительственного соглашения, и я, делая в декабре 2012-го доклад Владимиру Путину, предлагал не включать денонсацию в "закон Димы Яковлева", поскольку рассчитывал, что это позволило бы нам мониторить ситуацию с усыновленными ранее детьми, - продолжил глава МИД РФ. - Весь 2013 год соглашение оставалось в силе, и, честно вам скажу, я убедился, что слишком оптимистично оценивал способность американского правительства выполнять взятые обязательства". Лавров подчеркнул, что ни по одному вопросу, который российская сторона савила перед госдепом, "прогресса не было". "Включая пресловутое и печально известное "Ранчо для детей", приют в Монтане, куда свезли тех, от кого отказались их новые американские родители. За три года мы так и не смогли туда попасть", - сказал министр.

Эксклюзивное интервью Сергея Лаврова в проекте "Первые лица"