22 сентября 2014, 11:06

Каспийский саммит пройдет 29 сентября в Астрахани

Астрахань
. ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Рогулин
Астрахань
В нем примут участие президенты России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении

МОСКВА, 22 сентября. /Корр. ИТАР-ТАСС/. Каспийский саммит пройдет 29 сентября в Астрахани. В нем примут участие президенты России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении. Об этом сообщила пресс-служба главы российского государства.

"29 сентября в Астрахани состоится 4-й Каспийский саммит, по приглашению президента России Владимира Путина в нем примут участие президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Исламской Республики Иран Хасан Рухани, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов", - говорится в сообщении пресс-службы Кремля.

В администрации президента РФ отметили, что на саммите "будут обсуждены ключевые вопросы взаимодействия прибрежных стран на Каспийском море, ход реализации решений, принятых на предыдущем саммите в Баку в 2010 году, а также намечены приоритетные направления сотрудничества между государствами региона на перспективу". Предполагается подписание многосторонних документов.

В пресс-службе добавили, что "предусматривается ряд двусторонних встреч Путина с коллегами по "каспийской пятерке".

В конце августа глава МИД РФ Сергей Лавров констатировал, что подготовка к саммиту идет "весьма успешно". В частности, он отметил, что на очередных на тот момент экспертных консультациях удалось "существенно продвинуться в согласовании выносимых на саммит документов".

Губернатор же Астраханской области Александр Жилкин выражал уверенность, что одним из главных вопросов на предстоящем саммите "станет экологический, в частности сохранение и приумножение рыбных запасов". "Сегодня стоит задача - восстановить стадо ценнейших пород рыб. В декабре 2013 года на заседании межправительственной комиссии в Астрахани министры всех государств приняли такое решение. Надеюсь, саммит закрепит его на высшем уровне", - сказал губернатор.

Вопрос о правовом статусе Каспия

Спецпредставитель президента РФ по делимитации и демаркации границ России со странами СНГ, посол по особым поручениям МИД России Игорь Братчиков в интервью журналу Caspian Energy заявил, что во внешнеполитическом ведомстве надеются, что после саммита длящийся вот уже 18 лет процесс выработки нового правового статуса Каспия получит необходимое ускорение.

"Любая встреча на высшем уровне - это подведение итогов проделанного и возможность придать импульс развитию отношений, - отметил дипломат. - Каспийский саммит в этом плане не исключение".

По его словам, на саммите планируется составить каркас Конвенции.

"В Астрахани предстоит проанализировать и зафиксировать результаты проделанной работы, а также наметить приоритеты пятистороннего взаимодействия на период до следующей встречи в верхах", - сообщил дипломат. Братчиков сказал также, что к саммиту "в высокой степени готовности находятся ряд межправительственных соглашений, направленных на активизацию сотрудничества между прикаспийскими государствами в конкретных областях, в том числе о сохранении и рациональном использовании биоресурсов моря, о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Каспийском море, о гидрометеорологии".

"Хотелось бы рассчитывать на то, что после Астрахани длящийся вот уже 18 лет процесс выработки нового правового статуса Каспия получит необходимое ускорение", - отметил Братчиков. По его словам, конвенция о правовом статусе Каспийского моря призвана стать "базовым для пятистороннего сотрудничества документом". "Именно она должна создать надежный механизм обеспечения суверенных прав прибрежных стран на Каспии, - подчеркнул дипломат. - Параллельно, но не в ущерб переговорам по статусу ведется выработка международно-правовых договоров, охватывающих конкретные сферы взаимодействия, в том числе экономику, экологию, другие области, затрагивающие наши общие интересы".

Братчиков выразил уверенность, что "у всех участников переговорного процесса есть твердое намерение выйти на взаимоприемлемые, учитывающие интересы всех прикаспийских стран решения, которые служили бы долговременной основой для тесного сотрудничества "каспийской пятерки" в будущем".

"Дискуссии идут в конструктивной атмосфере, в духе доверия и понимания ответственности за судьбу этого уникального водоема, - отметил дипломат. - Думаю, такой настрой предопределяет достижение нужных всем нам договоренностей".

Военное строительство

Кроме того, Братчиков считает, что военное строительство на Каспии не должно наносить ущерб безопасности соседей.

"Будем откровенны: все прибрежные страны модернизируют свои каспийские флотилии, исходя из интересов собственной безопасности, которую они рассматривают не изолированно, в каспийском масштабе, а комплексно, с учетом угроз, исходящих главным образом из внерегиональных источников, наличия взрывоопасных ситуаций в непосредственной близости от каспийского региона", - сказал Братчиков.

По его мнению, правильно было бы вести речь о "военном строительстве, которое не наносило бы ущерба безопасности соседей, о транспарентности и предсказуемости любых действий в военной области".

Сооружение трубопроводов

Также он заявил, что все основные вопросы деятельности в Каспийском море, в том числе сооружение магистральных транскаспийских трубопроводов, будут решаться консенсусно самими прибрежными странами.

"Наш подход к вопросу о готовности к компромиссам по вопросу о прокладке газопроводов по дну Каспия последователен и полностью соответствует имеющимся договоренностям, - отметил дипломат. - Государства "каспийской пятерки" (РФ, Иран, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан) взяли на себя политическое обязательство о том, что все основные вопросы деятельности в Каспийском море будут решаться консенсусно самими прибрежными странами".

"Считаем, что сооружение магистральных транскаспийских трубопроводов относится как раз к такого рода вопросам", - добавил он.

"Последствия строительства и эксплуатации трубы в замкнутом водоеме с повышенной сейсмической активностью и тектоникой дна, а тем более любой аварии на ней могут затронуть все прибрежные государства, а не только те, чьи берега она свяжет, - сказал Братчиков. - Под угрозой могут оказаться жизненные интересы миллионов граждан прикаспийских государств, будь то жители российского Дагестана или густонаселенного иранского побережья".

"Хотелось бы, чтобы проживающие преимущественно за тысячи километров от Каспия лоббисты проекта транскаспийского газопровода осознали эту реальность, находящую отражение в российской позиции", - указал посол по особым поручениям.

Справка

Первый саммит прикаспийских государств прошел в 2002 году в Ашхабаде, второй - спустя пять лет в Тегеране, а третий состоялся в ноябре 2010 года в Баку.

Несколько раз с 1996 года проводились также встречи глав МИДов пяти прикаспийских государств.

Каспийское море является уникальным водоемом с точки зрения биоресурсов и экосреды. Природные ресурсы моря включают свыше 500 видов растений и 854 вида рыб, из них около 30 имеют промысловое значение (в том числе здесь сосредоточено около 90% мировых запасов осетровых).

Прогнозируемый запас углеводородных ресурсов оценивается в пределах 18 млрд тонн условного топлива (доказанные запасы - до 4 млрд тонн). Это второе место по объему запасов нефти и газа после Персидского залива.

Основными сферами экономического развития и сотрудничества на Каспии являются добыча полезных ископаемых, судоходство, рыболовство.

Между пятью прикаспийскими странами существует договоренность о необходимости подписания конвенции о правовом статусе Каспия, работа над которой ведется уже более полутора десятилетий. Кроме того, некоторые из стран "пятерки" заключили ряд двусторонних соглашений по разграничении на Каспии.

Первым документом, принятым в пятистороннем формате, стала Рамочная конвенция по защите морской среды Каспия (Тегеранская конвенция), подписанная 4 ноября 2003 года (вступила в силу 12 августа 2006 года). 18 ноября 2010 года в Баку на 3-м Каспийском саммите было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на море.