МОСКВА, 13 июля. /ТАСС/. Правительство России утвердило Положение об оказании гуманитарной помощи иностранным государствам. Соответствующее постановление премьер-министра Михаила Мишустина опубликовано в среду на официальном портале правовой информации.
Как указано в документе, "гуманитарная помощь иностранному государству оказывается на основании поручения и (или) указания президента РФ, поручения председателя правительства РФ и (или) заместителя председателя правительства РФ в случае обращения пострадавшего иностранного государства или Организации Объединенных Наций к международному сообществу или Российской Федерации".
Обращения могут быть официально объявлены уполномоченными лицами пострадавшего государства или ООН, переданы по дипломатическим каналам, через международные организации или компетентный орган в сфере предупреждения и ликвидации ЧС.
Оказание гуманитарной помощи, согласно положению, осуществляется силами российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования, однако в случае необходимости к этой задаче могут привлекаться и иные силы и средства. В документе прописаны также источники финансирования и другие вопросы, связанные с оказанием гуманитарной помощи зарубежным странам.
Это положение пришло на смену ряду прежних документов. Так, утратили силу постановление 2000 года о порядке оказания помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуации и некоторые прочие нормативные акты.
Первостепенное значение
Новое положение, в частности, утверждает порядок действий в таких ситуациях, а также закрепляет терминологию. Так, под гуманитарной помощью будут подразумеваться гуманитарные операции по оказанию помощи иностранным государствам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций. Сами операции будут представлять собой направление гуманитарных грузов (товаров, материальных ценностей), проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, включая тушение пожаров.
Документ устанавливает, что пограничный контроль российского отряда и гуманитарных грузов, выдача лицензий, разрешений и сертификатов, а также специального оборудования и транспорта в таких случаях должны вестись в первоочередном порядке.
Гуманитарная помощь может финансироваться за счет резервного фонда правительства РФ, средств МЧС, предусмотренных на международное сотрудничество, иных источников федерального бюджета.
Для компенсации расходов федеральным органам власти, участвующим в гуманитарной операции, издается акт правительства РФ.
Оказание гуманитарной помощи иностранным государствам было передано в ведение МЧС с 2020 года. В этом же году в министерстве объявили, что механизм такой помощи будет уточняться. В частности, авторы предложили издавать акты правительства РФ о компенсации расходов на проведение гуманитарной операции после того, как ведомство уже приступит к этой работе. В МЧС поясняли, что "эффективность помощи в проведении поисково-спасательных работ напрямую зависит от оперативности прибытия спасателей", поэтому такое решение повысит оперативность реагирования.
Зоны ответственности
В положении также закреплены зоны ответственности конкретных ведомств. Так, МЧС по согласованию с МИД и другими структурами готовит и вносит в кабмин предложения о составе гуманитарной помощи, координирует российское участие в таких операциях, организует подготовку, включая мониторинг и прогнозирование чрезвычайной ситуации, приводит в состояние готовности необходимые силы и средства, взаимодействует с национальными компетентными органами и международными организациями в зоне чрезвычайной ситуации.
Также министерство формирует, доставляет и передает гуманитарные грузы, направляет в зону ЧС специальную группу с оборудованием и транспортом, декларирует необходимые товары и непосредственно проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы на месте.
МИД в свою очередь оказывает содействие МЧС в согласовании состава гуманитарной помощи с зарубежными органами власти, специализированными международными и региональными организациями. Внешнеполитическое ведомство содействует в решении организационных, технических и иных вопросов на территории иностранного государства, в том числе касающихся доставки и передачи гуманитарных грузов, переброски группы и оборудования, следования по территории другой страны (воздушному пространству, территориальным водам).
МИД по согласованию с МЧС направляет в зону ЧС своих сотрудников или представителей посольств, консульств для содействия российскому отряду, а также обеспечивает взаимодействие группы с национальными и международными структурами, координирующими работы по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Ряд обязанностей закреплен за Минфином, Минздравом, Росрезервом, Федеральной таможенной службой. Так, ФТС должна в таких случаях проводить таможенные операции "в первоочередном порядке с освобождением от уплаты таможенных сборов". Минздрав же сможет при необходимости направлять в зону ЧС медиков с необходимым оборудованием, выпускать и передавать материальные ресурсы.
"После завершения мероприятий по оказанию гуманитарной помощи иностранному государству МЧС представляет президенту РФ и (или) в правительство РФ доклад о выполнении соответствующих поручений и (или) указаний и об итогах проведенной гуманитарной операции", - указано в документе.