11 ноября 2014, 17:41

Госдума отклонила поправку к Конституции о статусе администрации президента

Валерий Шарифулин/ ТАСС
Депутаты фракции КПРФ выступили с инициативой: положение об администрации должно быть согласовано с обеими палатами Федерального собрания

МОСКВА, 11 ноября. /ТАСС/. Госдума отклонила законопроект, вносящий новую статью в Конституцию РФ, касающуюся администрации президента и предполагающую, что глава государства фактически должен согласовывать положение о его администрации с обеими палатами Федерального собрания - Госдумой и Советом федерации. Авторами инициативы выступали депутаты фракции КПРФ во главе с ее лидером Геннадием Зюгановым.

Почему коммунисты хотели изменить Конституцию

В обосновании к поправке парламентарии отмечали, что в Основном законе страны не конкретизируется правовой статус администрации президента, ее роль в обеспечении реализации полномочий и осуществлении его деятельности. "Роль администрации президента выходит далеко за рамки вспомогательных функций аппарата главы государства", - считают в КПРФ. "Поскольку администрация президента РФ рассматривается как самостоятельный государственный орган с широкими полномочиями, представляется целесообразным указать статус этого органа в Конституции РФ", - полагают депутаты.

Лидер КПРФ еще в прошлом году поднял вопрос о необходимости принятия отдельного закона об администрации главы государства. В сентябре 2013 года он заявил, что "нужен закон об администрации президента - это то же ЦК, все готовят, решают, нам поставляют, на кнопки нажимают". "Но в ЦК было Политбюро, контроль был, а здесь никакого. Нужно принимать закон об администрации президента, они должны вписываться в общие законодательные функции, тогда не будет и такого рода выборов", - убежден политик.

Позже его поддержал полномочный представитель правительства РФ в Конституционном, Верховном и Высшем арбитражном судах Михаил Барщевский, который заявлял, что роль, которую играет администрация президента РФ в жизни государства, должна быть отражена в отдельном законе.

Позиция противников изменений Конституции

Ранее профильный комитет Госдумы по конституционному законодательству рекомендовал Госдуме отклонить данный документ. Как отмечалось в заключении, "необходимость дополнительного конституционного регулирования статуса администрации президента РФ отсутствует". Кроме того, "предложение о необходимости получения положительных заключений Совета федерации и Госдумы при утверждении президентом положения о своей администрации по сути является попыткой вмешательства в процесс реализации главой государства полномочия по формированию структуры, обеспечивающей его деятельность". В комитете отмечают, что поправки необоснованны и потому, что администрация "является госорганом, не обладающим государственно-властными полномочиями, то есть не является органом госвласти".

В Кремле тогда выступили против принятия такого специального закона. Комментируя высказывания Барщевского, высокопоставленный источник сказал, что не видит в этом смысла, так как действующее законодательство позволяет администрации президента в полной мере выполнять свои функции, "а здесь предлагается просто бумагомарание".

Комментируя инициативу коммунистов, глава администрации президента РФ Сергей Иванов, также заявил, что не видит смысла в принятии отдельного закона. "Я отношусь к этой идее совершенно отрицательно", - сказал он. "Создавать закон не вижу никакого смысла", - добавил Иванов, сравнив его с пятым колесом в телеге.

Как менялась Конституция

Поправки в действующую Конституцию за 20 лет вносились всего несколько раз. Большинство из них касалось территориальных изменений - появление новых субъектов Федерации или объединение нескольких. Так, в 2014 году количество субъектов РФ увеличилось до 85 - в состав страны были включены Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Фактические поправки вносились в 2008 году - срок президентских полномочий был увеличен с четырех до шести лет, а полномочий Госдумы - с четырех до пяти лет. В начале 2014 года в Основном законе был закреплен новый Верховный суд, появившийся в результате объединения Верховного и Высшего арбитражного судов РФ.