Косачев: РФ может обратиться в Международный суд ООН в связи с ЧП на "Северных потоках"

Стране причинен значительный экономический ущерб, отметил вице-спикер Совета Федерации

МОСКВА, 29 сентября. /ТАСС/. Россия может обратиться в Международный суд ООН или Международный трибунал по морскому праву в связи с повреждением газопроводов "Северный поток" и "Северный поток - 2", поскольку стране причинен значительный экономический ущерб. Такое мнение выразил в четверг вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев.

"Поскольку инцидент произошел в море, то в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года для защиты своих законных интересов Россия может прибегнуть к различным процедурам (статья 287) - вплоть до обращения в Международный суд ООН или Международный трибунал по морскому праву", - написал сенатор в своем Telegram-канале.

Он с сожалением отметил, что правовой режим двух газопроводов не определен специальными международными договорами, хотя "их трансграничный характер очевиден" - маршрут прокладки затрагивает воды России, Финляндии, Швеции, Дании, Германии. "Отсутствие международного договора представляет собой правовой пробел. Не урегулированы вопросы защиты трубопроводов, совместных действий на случай аварии, разрешения споров и др. Тем не менее данное обстоятельство открывает возможности для применения других норм международного права", - подчеркнул Косачев.

Среди таких документов он назвал Конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 года, которая применяется ко всем международным трубопроводам и налагает на стороны обязанность взаимного информирования и консультирования. По словам сенатора, другой документ - Конвенция о защите морской среды района Балтийского 1992 года - затрагивает вопросы возмещения ущерба, в том числе определяет пределы ответственности и возможные средств судебной защиты. Третий международно-правовой акт - это Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, согласно которой прибрежное государство обязано принимать меры для защиты кабелей и трубопроводов.

"По имеющейся информации, две пробоины возникли в исключительной экономической зоне Швеции, еще две - в исключительной экономической зоне Дании. Таким образом, местом совершения деликта являются воды Швеции и Дании. Для целей конвенции 1982 года эти государства являются прибрежными, следовательно, соответствующие участки прохождения трубопроводов - зона ответственности Швеции и Дании, которые были обязаны обеспечивать защиту данных участков трубопроводов", - констатировал заместитель председателя СФ.

По его словам, из приведенных конвенций следует три вывода: первый - Швеция и Дания должны представить мировому сообществу всю имеющуюся у них информацию относительно произошедшего инцидента, второй - все заинтересованные государства обязаны сотрудничать, проводить консультации и обмен информацией, в том числе с Россией, третий - России и российским компаниям причинен значительный экономический ущерб. "Морской среде Балтийского моря причинен экологический вред. Все это порождает вопросы международной ответственности и возмещения причиненных убытков виновной стороной", - заключил Косачев. 

LiveInternet