МОСКВА, 17 декабря. /ТАСС/. Госрасходы за счет сокращения издержек и нерациональных затрат ежегодно должны снижаться не менее чем на 5%, заявил глава администрации президента РФ Сергей Иванов на совещании по вопросам совершенствования госконтроля.
"За счет сокращения издержек и нерациональных затрат они (госрасходы) ежегодно должны снижаться не менее чем на 5% в реальном выражении", - сказал он.
О работе контрольных органов
Иванов заявил, что контрольные органы должны активизировать свою работу в сложившихся условиях кризиса в мировой экономике и санкций.
"Мы все хорошо понимаем, как много еще нужно сделать, чтобы контрольные и надзорные органы стали эффективным звеном в системе госуправления и активнее содействовали реализации решений президента и органов исполнительной власти", - сказал он.
"Особенно это, конечно, актуально сейчас, когда из-за кризиса в мировой экономике и введенных санкций наша страна далеко не в простом периоде экономического развития", - подчеркнул Иванов.
Сергей Иванов предлагает уйти от тотальных проверок в экономике и сократить количество "контролеров" в различных ведомствах. Эта проблема связана с необходимостью оптимизации численности проверяющих органов.
"В этом году правительство утвердило Концепцию повышения результативности и оптимизации контрольно-надзорной деятельности на всех уровнях власти. Нужно максимально оперативно перейти от системы тотальных проверок к новой модели деятельности, основанной на так называемом риск-ориентированном подходе", - призвал он, напомнив, что сейчас одинаково проверяется и крупный химический завод, который представляет опасность для экологии, и малое предприятие, которое не оказывает никакого влияния на жизнь и здоровье людей.
"К таким предприятиям подходят с совершенно одинаковыми мерками, это совершенно недопустимо, - считает глава администрации президента. - Для особо опасных объектов, в принципе, можно даже ужесточить регулирование по сравнению с действующим режимом". И наоборот, Иванов предложил упростить контроль над предприятиями низкого и среднего уровня рисков.
"В федеральных органах исполнительной власти численность чиновников если не "пухнет", но руководители все опытные люди и найдут тысячи предлогов для того, чтобы обосновать необходимость увеличения численности. Это надо признать открыто", - сказал он.
Иванов добавил, что все прекрасно понимают, что охватить в течение года проверками все подконтрольные субъекты крайне трудно и даже невозможно, а следовательно, руководители всеми правдами и неправдами пытаются увеличить штатную численность.
"Как результат - несмотря на требования оптимизации госструктур, число сотрудников федеральных контрольных и надзорных органов за последние три года снизилось незначительно, а в некоторых органах все-таки увеличилось: в Рособрнадзоре, Росздравнадзоре, ФСКН и ФАС", - сказал глава президентской администрации.
По его данным, много сотрудников заняты управленческими и обеспечивающими функциями, то есть по сути это не контролеры. "Например, в Росаккредитации таких сотрудников более 70%, в ФТС - 45%. Для сравнения, в ФМС, Росфиннадзоре, Роструде, Росприроднадзоре эта цифра не превышает 15%", - пояснил Иванов.
При этом он констатировал парадокс - должность высококвалифицированного контролера и опытного специалиста остается низкооплачиваемой. "Повысить зарплату можно одним простым управленческим решением, изменив то соотношение, о котором я говорил: резервы для оптимизации штатной численности за счет повышения уровня оплаты труда сотрудников, которые непосредственно работают, как говорится, "в поле", а не сидят в конторах и штаб-квартирах", - заключил представитель Кремля.
Также Иванов предлагает начать сокращать число контролеров в сфере закупок: "Начать можно с контрольных органов в сфере госзакупок. После вступления в силу федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок" общее количество контрольных структур уже превысило 2,5 тыс., в ряде субъектов РФ их число выросло почти в пять раз".
При этом, по оценке Иванова, средняя нагрузка на одного служащего, занятого госконтролем, очень разная и варьируется от 1 до 60 проверок в год. В среднем по федеральным контрольным органам показатель охвата проверками равен лишь 4%, то есть одна проверка организации проводится один раз в 25 лет. Глава администрации Кремля добавил, что некоторые организации и вовсе можно проверять гораздо реже, хотя опасные производства действительно требуют более интенсивных проверок.
Иванов считает, что российские цифры в принципе сопоставимы с европейской практикой. "Однако в условиях тотальности, то есть при отсутствии ограничений для проверок, возникает соблазн чаще всего проверять так называемые платежеспособные организации и предприятия, - отметил он. - Соответственно, появляются коррупционные риски, а затем малообъяснимая низкая результативность проверок, особенно внеплановых".
О реестре проверок
Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка считает, что создание единого реестра государственных и муниципальных проверок защитит бизнес от неоправданных проверок.
"Считаем, что введение данного реестра станет одним из ключевых моментов в ограждении бизнеса от чрезмерного внимания. Он позволит отсечь немотивированные проверки, а также обеспечить прозрачность государственного контроля", - заявил он.
Также Чайка заверил, что Генпрокуратура в 2015 году примет меры для сокращения числа контрольных мероприятий в отношении бизнеса.
Глава администрации президента отметил, что единый реестр проверок станет основным элементом системы учета и анализа эффективности работы контрольных органов, но при этом следующим шагом должен стать системный анализ результатов этих проверок. "Если нет результатов, то необходимо установить причины такого явления и внести изменения в нормы регулирования контрольно-надзорной деятельности. Фактически речь идет о содержательной части надзора за контролем", - заявил он.
О гособоронзаказе
Руководитель администрации Кремля предлагает расширить функции Росфинмониторинга по гособоронзаказу: "Очевидно, следует расширить полномочия Росфинмониторинга и, как сказал президент, обеспечить контроль не только за головными исполнителями ГОЗа, но и за всей цепочкой поставщиков".
Он напомнил о необходимости формирования новой системы за использованием средств в сфере гособоронзаказа. Это обусловлено тем, что на оснащение армии и флота новейшим оружием и техникой, на развитие ОПК государство выделяет миллиарды рублей. "Все эти деньги, конечно, до копейки должны быть использованы по назначению, дойти до счетов конкретного исполнителя", - подчеркнул Иванов.
Глава администрации Кремля отметил, что в крупных корпорациях, таких как "Ростех", ОАК, ОСК и других, контроль уже обеспечен. "Я этим занимался в свое время в правительстве, контроль над расходами собственно крупных головных заказчиков уже существует и достаточно жесткий, а что касается кооперации нижних уровней, у нас очень много - до пяти уровней коопераций, - там еще очень и очень много проблем", - констатировал он, уточнив, что большинство проблем с расходованием средств по ГОЗу сосредоточено на нижних уровнях.