Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) вступил в силу 5 декабря 1994 г, став первым в истории документом, предусматривающим сокращение накопленных арсеналов стратегического ядерного оружия.
СССР и США вели переговоры о заключении подобного договора с 1982 г., эти переговоры неоднократно приостанавливались и возобновлялись. В октябре 1986 г. на советско-американском саммите в Рейкьявике СССР выдвинул предложение о 50-процентном сокращении стратегических сил и согласился не учитывать стратегические вооружения, имеющиеся у союзников США по НАТО. В сентябре 1989 г. СССР принял решение не увязывать вопрос о невыходе из Договора по ПРО с заключением соглашения о сокращении стратегических вооружений, а также не включать в сферу действия нового договора крылатые ракеты морского базирования.
На окончательное согласование текста потребовалось около двух лет. Договор СНВ-1 был подписан 31 июля 1991 г. в Москве в ходе встречи президентов СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша-старшего.
Стороны обязалась в течение семи лет сократить количество стратегических носителей ядерных боезарядов (тяжелые бомбардировщики, ракеты наземного и морского базирования дальностью свыше 5500 км) до 1600 единиц. На этих "стратегических" носителях могло размещаться не более 6000 боеголовок.
По данным на сентябрь 1990 г. у СССР было 2500 "стратегических" носителей, на которых был размещен 10271 боезаряд. США располагали 2246 носителями с 10563 боезарядами.
В дополнение к общим ограничениям, СНВ-1 устанавливал лимиты на количество боезарядов для разных классов стратегических ракет. Так, на баллистических ракетах наземного и морского базирования могло быть развернуто не более 4900 боезарядов, на мобильных ракетах наземного базирования - не более 1100. Суммарный забрасываемый вес баллистических ракет не должен был превышать 3600 тонн.
Отдельно лимитировалось максимальное количество "тяжелых" ракет - до 154 единиц, а также число боеголовок на них - 1540.
Договор оговаривал районы базирования мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, а также места ремонта, производства, переоборудования и ликвидации стратегических носителей. СНВ-1 запрещал разрабатывать и развертывать баллистические ракеты воздушного запуска, тяжелые баллистические ракеты, подводные пусковые установки баллистических и крылатых ракет, средства скоростного перезаряжания пусковых установок, увеличивать число зарядов на существующих ракетах, переоборудовать "обычные" средства доставки ядерного оружия.
Система контроля за выполнением договора включала проведение взаимных проверок на местах базирования, уведомление о производстве, испытаниях, передвижении, развертывании и уничтожении СНВ.
После распада СССР его преемниками по договору признали себя Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. Вскоре Белоруссия, Казахстан и Украина отказались от ядерного оружия.
В декабре 2001 г. Россия и США объявили о выполнении обязательств: у России осталось 1136 носителей и 5518 боезарядов, у США - соответственно 1237 и 5948.
Срок действия документа при подписании был определен в 15 лет (до 5 декабря 2009 г.). При согласии сторон он мог неоднократно продлеваться на 5 лет. Однако ему на смену пришел Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3 или Пражский договор). Он был подписан 8 апреля 2010 г. и вступил в силу 5 февраля 2011 г. Данный документ ограничивает общее число развернутых на стратегических носителях ядерных боезарядов 1550 единицами для обеих сторон.