МИД РФ: реакция Осло на посещение Рогозиным Шпицбергена "необъяснима и абсурдна"
Договором о Шпицбергене предусмотрен свободный доступ на архипелаг граждан государств-участников соглашения, напомнили во внешнеполитическом ведомстве
МОСКВА, 20 апреля. /ТАСС/. Односторонние санкции Осло не отменяют положение Договора о Шпицбергене 1920 года, предусматривающее свободный доступ на архипелаг граждан государств-участников документа. Об этом заявил в понедельник официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич.
"19 апреля заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин, возглавляющий государственную комиссию по вопросам развития Арктики, принял участие в открытии российской дрейфующей станции "Северный полюс - 2015", - говорится в комментарии. - В этой связи им были сделаны две технические остановки в аэропорту Лонгиер на норвежском архипелаге Шпицберген, откуда задействовался российский самолет, приспособленный для посадки и взлета со льдины, в целях доставки участников данного мероприятия на станцию и обратно".
"Ввиду осложнившихся 18 апреля метеоусловий в районе станции, некоторое время не позволявших принять там этот самолет, в возникшую паузу также было проведено ознакомление с российским поселком Баренцбург на Шпицбергене", - сказал дипломат.
"Использование архипелага для поездки на "Северный полюс - 2015" было обусловлено причинами сугубо логистического порядка и требованиями авиационной безопасности в высоких широтах, - пояснил Лукашевич. - Это обстоятельство представляется совершенно естественным, и можно было бы рассчитывать на его понимание норвежской стороной в духе партнерства в Арктике, которое до сих пор всегда проявлялось Норвегией".
"Тем не менее, посещение архипелага Дмитрием Рогозиным, включенным в известный санкционный список ЕС, к которому присоединилась Норвегия, вызвало реакцию в Осло. Официальным представителем МИД Норвегии было заявлено в СМИ, что попавшие под упомянутые санкции лица нежелательны на Шпицбергене, и выражено сожаление по поводу появления там Дмитрия Рогозина, - обратил внимание представитель МИД РФ. - Норвежской стороной от нас ожидаются некие разъяснения".
"Подобная реакция вызывает недоумение", - подчеркнул он.
Реакция Осло "необъяснима и абсурдна с точки зрения международного права". "Статьей 3 Договора о Шпицбергене 1920 года предусмотрен свободный доступ на архипелаг граждан государств-участников Договора, - заметил дипломат. - Указанные односторонние санкции никак не отменяют это положение Договора и в данном случае нерелевантны. Таким образом, международно-правовых оснований для предъявления российской стороне каких-либо претензий не имеется".
Кроме того, "не было нарушено и законодательство Норвегии, что признается самой норвежской стороной".
Москва сожалеет об "инициативном присоединении Норвегии к антироссийским санкциям ЕС, что оборачивается негативными последствиями для российско-норвежских отношений и, как мы видим, приводит к искаженному восприятию реалий нашими норвежскими соседями".