Нередко можно услышать заявления политиков, экспертов, что система миропорядка, сформировавшаяся по итогам Второй мировой войны, ослабла. Основания для таких высказываний есть: обстановка в мире меняется динамично, дают себя знать разные тенденции, в том числе и те, которые свидетельствует о недостаточной эффективности действующей системы международных отношений.
Другое дело, что стоит за подобной критикой, какие цели она преследует. Позиция нашей страны чёткая: сложившаяся система обеспечения международной безопасности и стабильности нуждается в адаптации к новым реальностям. Вместе с тем мы не считаем, что она изжила себя. ООН, Совет Безопасности, другие международные институты, международное право, составляющие основу этой системы, обладают потенциалом, необходимым для того, чтобы направить развитие человечества в позитивное русло, сделать мир более безопасным, стабильным, благополучным.
Проблема в том, что как реализация возможностей действующей системы миропорядка, так и её обновление, блокируются рядом государств, взявшими курс на установление своей гегемонии. Когда сложившаяся система международных отношений, международного права мешает достижению целей Запада, её тут же объявляют устаревшей, подлежащей сносу. Именно в этом главная причина повышения напряжённости, нарастающей неустойчивости в мире.
Сближение Бразилии, России, Индии, Китая, Южной Африки стало ответом на этот глобальный вызов. БРИКС возник как определённый формат взаимодействия пяти стран, имеющих общую повестку дня. А именно: отстаивание своего суверенитета, защита и продвижение своих национальных интересов на основе принципов равноправия, невмешательства во внутренние дела друг друга, неприятие однополярного мира.
То, что БРИКС состоялся в этом своём качестве, не вызывает сомнений. Он чётко заявил о себе как о международном сообществе, которое проводит на мировой арене самостоятельную политику, отвергая любые попытки давления извне. Осуждение странами БРИКС политики санкций в отношении России, наше председательство в БРИКС, проведение у нас саммита и Парламентского форума БРИКС – всё это убедительная демонстрация провала планов изоляции России от международного сообщества.
Трудно переоценить значимость геополитического сдвига, связанного с возникновением БРИКС. На его долю приходится 40 % населения Земли, порядка 20 % мирового ВВП. Причём это ВВП, ядро которого составляет реальный сектор экономики, а не консалтинговые услуги. На территории БРИКС сосредоточены основные запасы леса, пресной воды, многих важнейших минеральных ресурсов.
Событие большого международного значения — создание Нового банка развития и Пула валютных резервов БРИКС. Капитал каждой из структур — по 100 млрд. долларов. Цифры весомые. По сути, сделан первый практический шаг для создания системы сдержек и противовесов Всемирному банку и Международному валютному фонду. Это также продвижение в подготовке условий для реформирования международной валютно-финансовой системы.
По прогнозу специалистов, экономическая мощь БРИКС в течение 10-15 лет превзойдёт суммарную экономическую мощь стран, входящих в «большую семёрку». Уже сейчас образующие БРИКС страны называют «большой пятёркой». Показательно в этом плане, что Уфа стала площадкой проведения саммита не только БРИКС, но и ШОС. Я вижу в этом свидетельство высокой степени общности целей, подходов обоих сообществ, их взаимное притяжение.
БРИКС продолжает идти вперёд, развиваться. В повестку дня предстоящего саммита БРИКС включены вопросы, связанные с расширением взаимодействия «пятёрки». В их числе Стратегия экономического партнёрства. Будут предприняты шаги по наращиванию сотрудничества в промышленной, научно-технической и энергетической сферах, в области информационных и коммуникационных технологий, по укреплению социально-гуманитарного взаимодействия. Говоря коротко, саммит в Уфе нацелен на то, чтобы заложить фундаментальные основы для перехода от координации наших подходов к активной и долгосрочной практической работе, к реализации конкретных совместных проектов. Как подчеркнул Президент России В.В. Путин, саммит призван вывести БРИКС на новый, более высокий уровень, что позволит обеспечить устойчивый сбалансированный рост экономик, благосостояния граждан.
Формирующееся объединение — воплощение объективного запроса времени на новый мировой порядок, адекватный современным реалиям многополярности. Оно не носит конфронтационного характера. БРИКС – объединение не «против», а «для» - для развития равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества во всех его формах, по всем направлениям, без диктата, без стремления добиться односторонних выгод без учёта интересов третьих стран. БРИКС открыт для диалога и устремлен в будущее. В этом году состоится встреча в расширенном формате «аутрич» с участием наших партнеров в евразийском регионе. Словом, у мирового сообщества появился реальный выбор альтернативного пути развития.
Жизнь требует активного участия в формировании и развитии БРИКС парламентов входящих в него государств. На это и нацелен Парламентский форум БРИКС. Его повестку, формат определяют сами участники форума. Хотела бы высказать некоторые мысли, связанные с ролью парламентов в этой, без преувеличения, исторической работе.
Парламентский форум, безусловно, оправдает связанные с ним надежды, поскольку его участники не просто декларируют свою приверженность углублению взаимодействия стран, входящих в БРИКС – в этом вопросе все «за», - но и намерены предпринять конкретные шаги по формулированию основных направлений, механизмов этого взаимодействия, обеспечивающих эффективное использование потенциала парламентов. В том числе - непосредственное участие парламентариев в решении стоящих перед объединением задач.
Что я конкретно имею в виду? Позиция парламентов, мнение парламентов в вопросах внешней политики, международных отношений имеет особый вес. В самом деле, за парламентами, парламентариями непосредственно стоят их избиратели, то есть граждане, народ. Парламенты принимают законы, ратифицируют международные договоры, конвенции, соглашения, а это всё — документы, определяющие задачи и содержание внешней политики государств.
Всё это, одновременно, и возможности, и ответственность. Мы должны использовать потенциал парламентского сотрудничества не только активно, но и умело, взвешенно. Это особенно важно в сфере правового регулирования. На мой взгляд, задача гармонизации национальных законодательств встанет перед странами БРИКС достаточно скоро. Желательно уже сейчас развивать сотрудничество в этой сфере, проводя соответствующие консультации, обмениваясь опытом. Россия располагает таким опытом, накопленным в рамках Межпарламентской ассамблеи СНГ. Считаю, он может быть с пользой применён в рамках БРИКС.
БРИКС — сообщество не только различных государств, но и различных цивилизаций. Сегодня, как все мы видим, в мире имеются, силы, которые искусственно разжигают конфликты, недоверие в отношении других политических формаций, культур, религий. Отработаны технологии провоцирования подобных действий, межнациональной вражды. Вот почему парламентам стран БРИКС следует, на мой взгляд, как можно теснее объединять усилия, направленные на выработку общих принципов, подходов в информационной, гуманитарной, культурной политике.
Сотрудничество в этой сфере важно и с точки зрения воспитания в странах БРИКС молодёжи, невосприимчивой к ксенофобии, религиозному и политическому экстремизму, фашизму, понимающей и разделяющей идеи, цели, принципы, лежащие в основе БРИКС. Совет Федерации накопил немалый опыт развития межпарламентского сотрудничества, ориентированного на молодых парламентариев, молодёжные организации. Полагаю, он будет полезен при подготовке конкретных предложений по развитию связей между парламентами БРИКС в сфере молодёжной политики.
По историческим меркам, БРИКС – молодое сообщество, оно лишь в начале пути. Однако достигнуто немало. Сообщество пяти стран уже сейчас представляет собой качественно новую модель международных отношений – модель многополярного мира, опирающуюся на базовые ценности справедливости и равноправия, верховенства международного право, признание культурно-цивилизационного многообразия современного мира. Это отвечает интересам не только стран, народов БРИКС, но и всего мирового сообщества.