8 июля 2015, 08:49,
обновлено 8 июля 2015, 11:08

ЦИК обязал блогеров-"трехтысячников" соблюдать правила предвыборной агитации

ИТАР-ТАСС/ Павел Головкин

В соответствии с проектом постановления такие блоги фатически приравниваются СМИ в вопросах, касающихся предвыборной кампании

МОСКВА, 8 июля. /ТАСС/. Центризбирком России принял в среду на заседании проект постановления о методических рекомендациях по контролю за агитацией в интернете, ограничивающее деятельность блогеров, ежесуточная аудитория которых составляет 3 тыс. пользователей и более. 

В проекте постановления такие блоги фактически уравниваются со СМИ в вопросах, касающихся предвыборной агитации.

В частности, им можно распространять только объективную, достоверную информацию, не нарушающую равенство кандидатов и партий, необходимо соблюдать сроки агитационного периода. На блогеров также распространяется запрет публиковать данные об итогах голосования до конца дня выборов.

"В случае распространения подложных агитационных материалов, распространения агитационных материалов с нарушениям требований федерального закона соответствующая (избирательная) комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций", - говорится в проекте постановления.

Чтобы зафиксировать факт нарушения агитации в интернете, необходимо сделать скриншот, распечатать его и заверить подписью члена избиркома. Также рекомендуется заверить скриншот печатью.

Если, по мнению избирательной комиссии, в материале содержатся признаки экстремизма, необходимо "незамедлительно" обращаться в прокуратуру для срочной блокировки интернет-страницы. "Такие сайты подлежат блокировке именно по заявлению генпрокурора или его заместителя, в связи с чем мы рекомендуем избирательным комиссиям обращаться именно в Генеральную прокуратуру РФ", - сказала член ЦИК Майя Гришина.

Рекомендации ЦИК не уравнивают СМИ и блогеров-"трехтысячников"

Она отметила, что методические рекомендации ЦИК не уравнивают СМИ и блогеров-"трехтысячников". По ее словам, блогер может быть привлечен к ответственности только как гражданин, тогда как законодательство предусматривает наказание за распространение недостоверной информации для главного редактора СМИ или юридического лица. Чтобы привлечь блогера к ответственности, нужно будет доказать, что он распространяет именно агитацию.

При этом в проекте методических рекомендаций отмечается, что "определенную сложность в квалификации могут иметь случаи, когда размещаемые в сети интернет, в социальных сетях сообщения или высказывания, имеющие конкретного автора, не будут содержать призывов голосовать "за" или "против" кандидатов, избирательных объединений, однако будут содержать мнение автора о том или ином кандидате, избирательном объединении".

В таком случае, по мнению членов ЦИК, целесообразно применять методологию, применяемую к представителям СМИ, то есть квалифицировать данные действия как агитацию только в случае, если распространение негативного или позитивного мнения будет носить систематический и целенаправленный характер".

Отсутствие правоприменительной практики

Гришина подчеркнула, что практики регулирования агитации в блогах и соцсетях пока нет. Она выразила надежду, что такая практика правоприменения появится к концу текущей избирательной кампании, которая завершится в единый день голосования 13 сентября. "Возможны какие-то уточнения в наших рекомендациях, в законодательстве с появлением какой-то практики", - сказала она.

Гришина отметила, что, прежде чем обращаться в прокуратуру и суд для признания информации запрещенной к распространению, избиркомам следует обратиться напрямую к блогерам.

"Первый шаг - это в любом случае не применение репрессий, а обращение к владельцу сайта для уточнения информации", - подчеркнула она.

Мнение Чурова

В то же время глава ЦИК РФ Владимир Чуров отметил, что его точка зрения резко отличается от мнения Гришиной.

"Я считаю, что практически невозможно установить наличие или отсутствие цели агитации. На мой взгляд, в ходе избирательной кампании любая информация может трактоваться как информация... Я считаю, что основной упор должен делаться не на установление норм агитации, а на наличие ложной информации", - подчеркнул он, добавив, что будет вносить соответствующие правки в проект рекомендаций.

Члены ЦИК приняли проект постановления за основу единогласно. Чуров подчеркнул, что документ принят за основу, теперь он будет направлен в региональные избиркомы для доработки. На это есть две недели. "Напоминаю, окончательный срок - 22 июля", - сказал он.

Государственный контроль интернета в России. Досье

Блогер по закону