8 июля 2015, 11:15

МИД: приписка агрессивных планов военному присутствию РФ в Приднестровье - провокация

Архив ИТАР-ТАСС/ Сергей Карпов

Представитель России в работе Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках приднестровского урегулирования рассказал о перспективах возобновления переговоров в формате "пять плюс два"

В конце июня - начале июля спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ по приднестровскому урегулированию Радойко Богоевич предпринял ряд поездок в Киев, Москву, Кишинев и Тирасполь для выяснения перспектив возобновления переговоров по приднестровскому урегулированию в формате "пять плюс два". Посол по особым поручениям МИД РФ, политический представитель России в работе Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию Сергей Губарев рассказал ТАСС о ситуации в Приднестровье и перспективах возобновления переговоров.

- В последнее время обострилась ситуация вокруг Приднестровья. Каковы ваши оценки перспектив, особенно на фоне блокадных мер, принимаемых Киевом и Кишиневом в отношении Тирасполя?

- Одним из фундаментальных условий ведущихся много лет и в разных формах переговоров по приднестровскому урегулированию является обязательство, как минимум, не предпринимать шагов, ухудшающих положение партнера. В противном случае это не переговоры, а давление и шантаж.

Сегодня Приднестровье стало объектом такого неприкрытого давления. Регион живет фактически в условиях экономической и гуманитарной блокады.

Ситуация вокруг Приднестровья особо осложнилась после подписания Молдавией соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Этим шагом Кишинев полностью проигнорировал выбор жителей Левобережья в пользу тесного сотрудничества с Таможенным союзом. Более того, какие-либо механизмы, способные компенсировать разновекторность экономических интересов левого и правого берегов Днестра, Кишиневом даже не прорабатываются.

Положение усугубляют и некоторые действия украинской стороны. Ссылки на борьбу с контрабандой и противодействие новым рискам, якобы исходящим с левобережья Днестра из-за которых на границу вешается "надежный замок", явно несостоятельны. За свою многолетнюю деятельность "любезно направленная" Евросоюзом на границу Украины с Приднестровьем "миссия по содействию" (European Union Border Assistant Mission – EUBAM) не смогла зафиксировать ни одного подобного факта.

Ситуацию зримо ухудшает проводимая украинскими СМИ кампания по созданию "образа врага" в лице Приднестровья, заметно усилившаяся с назначением хорошо известного "политического практика" Михаила Саакашвили главой администрации сопредельной Одесской области. Провокационная риторика об угрозе, якобы исходящей для Украины с левобережья Днестра, сопровождается конкретными действиями самого Киева  по наращиванию украинского силового компонента и военной инфраструктуры на границе.

- А как сказываются действия украинских властей на положении российских войск в Приднестровье?

- Попытки приписать некие агрессивные планы российскому военному присутствию в Приднестровье выглядят откровенной провокацией. Украинской стороне, представленной группой военных наблюдателей в Совместных миротворческих силах, хорошо известен как сам ограниченный состав нашего контингента, так и выполняемые им задачи по поддержанию стабильности в Зоне безопасности и обеспечению охраны складов боеприпасов в н.п. Колбасна, условия для утилизации и вывоза которых в нынешних условиях отсутствуют.

Те, кто выдвигает против России обвинение в том, что молдавское правительство, мол, не давало согласия на размещение на своей территории российских войск, замалчивают важное обстоятельство – вопрос попросту не мог вставать в такой плоскости по той причине, что российские войска в Молдавию после обретения ею суверенитета не вводились. 14-я Армия была расквартирована в регионе в период существования Советского Союза и Молдавской ССР. Склады в н.п. Колбасна - имущество 14-й Армии, которое не могло быть вывезено в условиях конфликта между двумя берегами Днестра.

Оперативная группа российских войск (оставшиеся подразделения 14-й Армии) и российские миротворцы находятся в Приднестровье в соответствии со статьями 2 и 4 "Соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова", подписанного 21 июля 1992 года президентами России и Молдавии в присутствии лидера Приднестровья.

Для жизнеобеспечения этого контингента с Украиной был заключен ряд специальных соглашений, денонсированных Верховной Радой 21 мая с.г. с нарушением ряда своих международно-договорных обязательств. Конечно, выход из ситуации мы найдем, однако стабильности в регионе такой подход не добавляет, осложняет и российское участие в миротворческой операции.

В официальных выступлениях молдавских (и не только) руководителей постоянно звучит призыв к "трансформации миротворческой операции в многонациональную полицейскую миссию", между тем еще в подписанном 18 марта 2009 года в Москве совместном заявлении президентов Молдавии, Приднестровья и России высоко оценивалась ее стабилизирующая роль. С самого начала миротворческой операции удалось наладить эффективный контроль Зоны безопасности, не допускать драматического разрастания возникающих инцидентов. Показателем эффективности операции является то, что с момента ее начала не погиб ни один миротворец.

Демонтаж миротворческой операции и Зоны безопасности может вновь вывести стороны на прямое вооруженное противостояние. Если это тот результат, к которому стремятся сторонники "трансформации", то, надеюсь, они понимают, что ответственность за возникновение нового очага напряженности полностью ляжет на них.

- Какую помощь оказывает Приднестровью Российская Федерация?

- Взаимодействие с Тирасполем развивается на основе межведомственных меморандумов, подписанных между рядом российских ведомств и соответствующими приднестровскими структурами. В регионе работает некоммерческая организация "Евразийская интеграция", которая реализует там ряд социальных проектов (строительство детских садов, роддомов и т.п.).

-  Каковы перспективы возобновления переговорного процесса в формате "5+2"?

- Стагнация переговорного процесса в формате "5+2" вызывает особую озабоченность. За 2014 год состоялось две его встречи вместо согласованных в регламенте переговорного процесса пяти-шести, а за шесть месяцев 2015 года пока не удалось провести ни одной официальной. Первопричиной этого является продолжающееся ухудшение диалога между Кишиневом и Тирасполем. Но свою роль в исправлении ситуации должны сыграть и международные посредники. Мы активно работаем как со сторонами, так и с посредниками.

Полагаем, что пауза в переговорном процессе не должна затягиваться – слишком больших усилий стоило всем нам его возобновление в 2011 году после шестилетнего перерыва. Ожидаем, что после формирования нового правительства руководство Молдавии займет, наконец, реалистическую позицию по приднестровскому урегулированию и в качестве первого шага отменит не до конца продуманные решения – «уголовные дела» против приднестровских руководителей, действия по экономической блокаде и т.п. Это наверняка облегчит возвращение сторон за стол переговоров. Можно лишь приветствовать то, что такими непростыми проблемами в Кишиневе занимается сейчас хорошо известный нам гибкий и прагматичный политик Виктор Осипов.

Продолжаем исходить из того, что условия для обсуждения политических вопросов в формате "5+2" пока не созрели. Стороны должны реальными шагами создавать доверие друг к другу, демонстрировать готовность к решению проблемы, а не просто к ее "обсуждению".

И последнее. Любая провокация против Тирасполя – откуда бы она не исходила - не просто осложнит какие бы то ни было переговоры - она заведет их в тупик. Такого сценария по Приднестровью допустить нельзя.