10 июля 2015, 12:33

Минюст: некоторые постановления ЕСПЧ по делам РФ противоречат нормам международного права

Здание Дворца прав человека в Страсбурге, где заседает ЕСПЧ. EPA/ CHRISTOPHE KARABA
Здание Дворца прав человека в Страсбурге, где заседает ЕСПЧ
По мнению замминистра юстиции РФ Матюшкина, основной причиной проблемы выстраивания отношений РФ и ЕСПЧ стала "неспособность суда отойти от сформировавшихся во времена "холодной" войны стереотипов

МОСКВА, 10 июля. /ТАСС/. Некоторые из постановлений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по российским делам прямо противоречат нормам международного права. Об этом на круглом столе по актуальным международно-правовым проблемам заявил уполномоченный РФ при ЕСПЧ - заместитель министра юстиции РФ Георгий Матюшкин.

"Я не могу не отметить, что некоторые из постановлений ЕСПЧ по российским делам прямо противоречат нормам международного права, подтвержденных в том числе решениями международного суда ООН, и несут в себе угрозу фрагментаризации международного публичного права", - подчеркнул замминистра.

По мнению Матюшкина, основной причиной проблемы выстраивания конструктивных отношений РФ и ЕСПЧ стала "неспособность суда отойти от сформировавшихся во времена "холодной" войны стереотипов", из-за чего Россия "субъективно рассматривается некоторыми судьями как априори виновная и, соответственно, несущая ответственность по любым, иногда абсурдным, претензиям". "Очевидно, что при подобном отношении к России весьма трудно рассчитывать на объективное независимое рассмотрение жалоб по тем российским делам, в которых особенно затрагиваются в той или иной степени вопросы национального суверенитета нашей страны и верховенства Конституции РФ", - подчеркнул замминистра.

Действия российских властей по делу ЮКОСа будут основываться на позиции КС

Уполномоченный РФ в ЕСПЧ назвал среди наиболее одиозных решений в том числе "дополнительное постановление о так называемой сумме денежной компенсации по делу "ЮКОС против России".

Он напомнил, что в настоящее время КС рассматривает запрос группы депутатов Госдумы о применении решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) на территории РФ. Как ранее сообщила пресс-служба суда, решение будет оглашено 14 июля.

"Я полагаю, что дальнейшие действия российских органов власти будут осуществляться из той правовой позиции, которую сформулирует Конституционный суд по итогам рассмотрения этого запроса", - подчеркнул замминистра.

По его словам, по делу "ЮКОС против России" ЕСПЧ "не смог привести правовую аргументацию, которая бы не оставляла сомнений в справедливости и беспристрастности вынесенного решения". "Это постановление является беспрецедентным, поскольку никогда ранее в своей практике суд не присуждал компенсации лицам, которые не обращались к нему с просьбой об этом и не участвовали в рассмотрении соответствующего дела", - подчеркнул Матюшкин.

Он пояснил, что в этом случае "российская сторона была лишена права заявить свою позицию по персональному составу акционеров, среди которых в том числе были и лица, участвующие, как отметил сам Европейский суд, в реализации мошеннических схем по уклонению от уплаты налогов". "Более того, судом было оставлено без внимания наличие у компании непогашенного долга перед кредиторами в размере более 227 млрд руб.", - добавил замминистра. "Таким образом, суд по каким-то причинам и в противовес здравому смыслу отдал приоритет возмещению ущерба лицам, которые имели доходы, формировавшиеся в том числе за счет нарушения компанией налогового законодательства и непогашенных кредитов", - подчеркнул Матюшкин.

По его словам, ЕСПЧ в очередной раз ЕСПЧ проигнорировал позицию КС РФ, "подтверждающую соответствие Конституции РФ тех правовых норм законодательства, которые послужили основанием для привлечения этой компании (ЮКОСа) к установленной законом ответственности"

В прошлом году ЕСПЧ присудил бывшим акционерам ЮКОСа более 1,866 млрд евро в качестве компенсации по их жалобе против России, рассмотренной в 2011 году. ЕСПЧ пришел к выводу, что была нарушена статья 6 (Право на справедливое судебное разбирательство) Европейской конвенции по правам человека при рассмотрении российскими судами в 2000 году вопросов налогообложения ЮКОСа, поскольку компания "не имела достаточного времени для подготовки" своей защиты. Россия должна была предоставить Совету Европы (СЕ) план действий по выплате компенсаций бывшим акционерам ЮКОСа до 15 июня, однако этого сделано не было.