2 сентября 2015, 14:45,
обновлено 2 сентября 2015, 15:49

Депутаты-единороссы внесли в Госдуму проект закона о Конституционном Собрании РФ

Архив ИТАР-ТАСС/ Сергей Карпов

Тема подготовка инициативы в последнее время не обсуждалась во фракции ЕР и профильном комитете, заявил зампред комитета ГД по конституционном законодательству и госстроительству Дмитрий Вяткин

МОСКВА, 2 сентября. /ТАСС/. Депутаты от "Единой России" Евгений Федоров и Антон Романов внесли на рассмотрение Госдумы проект федерального конституционного закона о Конституционном Собрании РФ. Информация об этом размещена в электронной базе данных нижней палаты парламента.

"Законопроект определяет порядок внесения предложения о пересмотре положений глав 1. 2 и 9 Конституции РФ, порядок созыва и деятельности Конституционного Собрания, а также порядок принятия его решений, включая порядок принятия проекта новой Конституции РФ", - говорится в пояснительной записке.

В соответствии с предложенной законопроектом моделью, решение о созыве Конституционного Собрания принимается президентом РФ в случае, если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы.

Документом предполагается, что в состав Конституционного Собрания включаются по должности руководители представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения РФ. Согласно проекту, председателем Конституционного собрания является президент РФ. При этом по предложению главы государства "в состав Конституционного Собрания от представительного органа города РФ с числом жителей более ста тысяч человек, могут быть включены до пяти членов такого представительного органа, который выбирает представителей в состав Конституционного Собрания простым большинством", пишут разработчики.

"В целях формирования проекта новой Конституции РФ члены Конституционного собрания направляют президенту предложения по сформированные по результатам публичных слушаний. Президент учитывает предложения членов Конституционного Собрания и вносит подготовленный проект новой Конституции РФ на рассмотрение Конституционного Собрания", - сказано в сопроводительных материалах.

Рассмотрение проекта новой Конституции РФ на заседании Конституционного Собрания повлечет за собой следующие последствия: "принятие новой Конституции РФ, в случае если проект был поддержан более чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов Конституционного Собрания", а также "вынесение принятия проекта новой Конституции РФ на всенародное голосование, в случае если проект новой Конституции РФ" был поддержан менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов Конституционного Собрания".

История российских Конституций. Досье

"Нет необходимости принятия такого закона"

Зампред профильного комитета Госдумы по конституционном законодательству и госстроительству единоросс Дмитрий Вяткин не видит необходимости принимать закон о Конституционном Собрании РФ, поскольку это автоматически запустило бы процедуру пересмотра Основного закона страны, что сейчас не актуально.

"Мое мнение по этому поводу не поменялось. Сам закон о Конституционном собрании - несмотря на то, что он предусмотрен Конституцией - по сути дела, это запуск процедуры пересмотра Конституции", - сказал Вяткин журналистам. На его взгляд, в настоящее время "для пересмотра Конституции нет ни политических, ни правовых, ни каких-либо иных оснований".

"Конституция 1993-го года - это документ, правовой акт, обладающий высшей юридической силой на территории нашей страны, и он не нуждается в пересмотре", - продолжил Дмитрий Вяткин. Он подтвердил, что в последнее время тема подготовки такой инициативы не обсуждалась ни во фракции большинства, ни в комитете.

"Зачем сейчас запускать процесс пересмотра Конституции и, простите меня, претерпевать определенные связанные с этим политические и - неизбежно - экономические издержки?", - заявил также Вяткин. По оценке парламентария, любая нестабильность порождает панику, в том числе и в политике, и экономике, и в финансах. "Это наименьшее, что нам сейчас нужно. Нет необходимости принятия такого закона, с моей точки зрения", - заключил депутат.

"С теоретической точки зрения, это пробел в законодательстве"

Законопроект о Конституционном собрании может быть актуален после выборов в Госдуму в 2016 году - в случае, если в ней изменится соотношение сил. Такое мнение высказал ТАСС зампред профильного думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству, глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев.

"В моем понимании, было бы правильно вернуться к рассмотрению этого вопроса уже после выборов в Госдуму через год", - сказал парламентарий ТАСС. Он надеется, что "через год соотношение сил в Госдуме будет другое, и может получиться хороший закон, который бы отражал интересы всех слоев общества, а не только представителей партии власти".

Соловьев напомнил, что в соответствии с Конституцией РФ внести изменения в Основной закон страны имеет право Конституционное собрание - в частности, если речь идет о положениях, которые касаются государственного строя и основных прав и свобод человека. "На сегодняшний день такого закона нет. Поэтому, конечно, с теоретической точки зрения, это пробел в законодательстве, и нужно этот вопрос решать", - согласился он.

"Другое дело, какое содержание этого закона - это вопрос", - оговорил политик. С его точки зрения, "при нынешнем соотношении сил в Госдуме, этот закон будет в одностороннем порядке использован партией власти для того, чтобы представить свою версию".

СПРАВКА

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 г. по результатам общероссийского голосования и вступила в силу в день официального опубликования 25 декабря 1993 г.

Конституция России состоит из преамбулы, 2 разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений.

Согласно ст. 134 предлагать изменения в текст Конституции могут президент, Совет Федерации, Государственная дума, правительство, законодательные органы субъектов Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной думы. Поправки в Конституцию могут быть внесены указом президента РФ, федеральным конституционным законом, законом РФ о поправке к Конституции.

За всю историю действующей Конституции было принято 14 законодательных актов, вносящих поправки в ее текст. Первым стал указ Бориса Ельцина от 9 января 1996 г. о внесении изменений в ст. 65, где перечисляются субъекты Российской Федерации. Тогда речь шла о корректировке названий двух республик - Ингушетии и Северной Осетии-Алании. Впоследствии большинство поправок (10) коснулось именно этой статьи в связи с переименованием (объединением) субъектов Федерации и включением в состав РФ Республики Крым и Севастополя.

Другим важнейшим изменением Основного закона стало увеличение срока полномочий главы государства с 5 до 6 лет, а Государственной думы - с 4 до 5 лет. Соответствующие изменения в ст. 81 и 96 были приняты 30 декабря 2008 г.