Лавров: реформа СБ ООН требует компромисса между двумя подходами по категориям расширения
Процесс реформирования СБ ООН был начат в 1993 году с принятием резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, напомнил глава МИД РФ
МОСКВА, 14 сентября. /ТАСС/. Для реформы Совета Безопасности ООН необходим компромисс между двумя пока непримиримыми подходами по категориям расширения. Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров в эксклюзивном интервью первому заместителю генерального директора ТАСС Михаилу Гусману для телефильма из цикла "Формула власти" "Объединенные Нации - 70 лет".
Лавров заметил, что процесс реформирования СБ ООН был начат в 1993 году с принятием резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Документ, напомнил он, постановил "начать процесс консультаций с тем, чтобы вырулить на общеприемлемый результат, обеспечивающий справедливую географическую представленность всех регионов в этом органе, который обеспечивал бы повышение его эффективности и так далее". "Там было сказано просто о реформе СБ ООН, включая его расширение, - пояснил министр. - Вопрос о том, в каких категориях расширяться: постоянных или непостоянных, либо добавлять участников процесса и в ту и в другую категорию". По его словам, данный вопрос "является предметом очень острой дискуссии".
"Весь процесс сейчас не может никак выйти на финишную прямую, потому что есть непримиримые противоречия между двумя группами стран и попытки утверждать, будто бы "пятерка" постоянных членов не может договориться, и поэтому нет результата", - отметил Лавров. "Главная проблема в том, что есть две непримиримых позиции. Одна группа стран абсолютно настаивает на том, чтобы были созданы новые постоянные места, а вторая считает, что категорически нельзя допускать создания новых постоянных мест и что нужно искать решения через расширение количества непостоянных членов", - обратил внимание глава российской дипломатии. При этом обе группы выступают за расширение СБ ООН, добавил Лавров.
По его словам, на статус постоянного члена претендуют Индия и Бразилия. "Мы считаем их вполне достойными, очень сильными конкурентами", - подчеркнул глава МИД РФ. Также на такой статус претендуют Германия и Япония. "Группа "четырех", которая сформировала себе достаточно солидную компанию в поддержку своих притязаний и заявок периодически говорит: "Давайте проголосуем". По Уставу ООН есть правила, что такого рода вещи решаются двумя третями голосов членов Генеральной Ассамблеи ООН", - сказал Лавров.
Он заметил, что другая группа стран, которые называют себя "объединившиеся ради консенсуса", - это Италия, Мексика, скандинавские страны, Испания, целый ряд азиатских стран, включая Пакистан, Малайзию, Индонезию, многие латиноамериканские страны. "Они считают, что новые постоянные члены - это нецелесообразный шаг, потому что несколько стран опять займут места, а все остальные будут реже избираться в СБ ООН, потому что то, что можно было бы отдать в ротацию, будет занято новыми постоянными членами", - пояснил министр. "Нужно искать компромисс", - подчеркнул Лавров.
"Развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки недопредставлены в СБ ООН"
Россия поддерживает заявки Индии и Бразилии на членство в Совете Безопасности ООН на постоянной основе, необходимо постоянное присутствие в этой структуре и африканского континента, сообщил глава МИД РФ.
"Считаем, что на самом деле развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки недопредставлены в Совете Безопасности ООН, поэтому мы поддерживаем заявки Индии и Бразилии на членство в СБ ООН на постоянной основе, - подчеркнул министр. - Считаем, что аналогичным образом должно быть обеспечено и постоянное присутствие Африканского континента в этой структуре, потому что, еще раз подчеркну, развивающиеся страны явно недостаточно представлены, и их роль недостаточна в работе этого главного органа".
"Но при всем том необходимо продвигать такую реформу, которая не сделает Совет Безопасности ООН неуправляемым, слишком аморфным и раздутым органом, - заметил глава МИД РФ. - Оперативность в его работе - еще один ключевой принцип наряду с должной представленностью всех регионов, всех центров мирового развития". "Где-то в районе 20 с небольшим членов - я думаю, это тот предел, на который нужно ориентироваться", - пояснил Лавров.
Об идеях создания новой категории стран-членов СБ ООН
Некоторые страны продвигают идеи по созданию полупостоянных членов СБ ООН с правом немедленного переизбрания, рассказал министр.
"Многие здравые члены мирового сообщества, и мы в их числе, выступаем с этих же позиций, продвигаем идею о том, что надо искать компромисс (по реформе СБ ООН), - сказал Лавров. - Если существуют такие полярные позиции, давайте найдем что-то посередине. Есть уже идеи от некоторых стран, предлагающих создать третью категорию членов, которые будут не постоянные и не непостоянные, а полупостоянные".
Глава МИД РФ напомнил, что непостоянных сейчас избирают на два года и без права немедленного переизбрания по истечении двух лет. "Предлагается создать новую категорию стран-членов и дать таким странам право избираться на более длительный период - восемь лет, некоторые даже говорят о десяти годах с правом немедленного переизбрания, что, по сути, будет означать, что при наличии хорошо поставленной работы с партнерами кандидат может быть представлен на постоянной основе в Совете Безопасности ООН", - пояснил глава МИД РФ.
"Я не говорю, что это решение, которое сейчас надо обязательно продвигать, но это показатель того, что люди думают о том, как сблизить непримиримые позиции", - добавил он.
"Россия поддержит любое решение по реформе СБ ООН, если будет широкий консенсус"
Россия готова поддержать любое решение по реформе Совета Безопасности ООН, если оно будет предметом широкого согласия, заявил министр иностранных дел РФ.
"Наша позиция заключается в том, что мы готовы поддержать абсолютно любое решение, - подчеркнул министр. - Я сейчас даже не шучу и говорю серьезно. Либо добавить только постоянные места, либо добавить только непостоянные места, либо несколько постоянных и несколько непостоянных". "Главное в нашей позиции заключается в том, чтобы соблюсти изначальный мандат Генеральной Ассамблеи ООН на всю эту работу, а мандат гласил, что окончательное решение должно быть предметом широкого согласия, а это совсем не две трети голосов, - пояснил Лавров. - Мы не говорим о стопроцентном консенсусе, и ГА ООН его не требовала. Всегда одна-две страны могут иметь свои какие-то собственные представления и не присоединяться к консенсусу, но широкое согласие - это не две трети".
"Широкое согласие необходимо по одной простой причине: если вдруг взять и проголосовать по вопросу о расширении Совета Безопасности ООН, предполагая, что будут сторонники такой резкой реформы с обязательными постоянными местами, с дополнительными местами, что они получат две трети голосов, то это будет юридически верным решением с точки зрения принципов Устава, но политически найдутся страны, которые сформируют меньшинство в одну треть, и которые будут голосовать против", - объяснил министр.
"Они не страны-изгои - это очень солидные и уважаемые государства, так называемые "страны среднего размера". Италия, Испания, Мексика, Латинская Америка, Азия - эти страны будут в этой ситуации абсолютно незаслуженно изолированы. Они платят в бюджет ООН и миротворческих операций", - отметил Лавров. "Скандинавы, которые входят в эту группу, - очень крупные доноры многих фондов, нацеленных на решение социальных проблем, народонаселения, в том числе ЮНИСЕФ, и так далее, - продолжил глава МИД РФ. - В их глазах, если Совет Безопасности ООН будет реформирован через голосование вопреки их стремлению найти консенсус и компромисс, этот "обновленный" Совбез будет не более легитимным, а гораздо менее легитимным, чем сейчас".