ООН, 1 августа. /Спец.корр. ТАСС Михаил Гусман/. Расширение Совета Безопасности ООН не сделает его более эффективным. Такое мнение высказал в пятницу в эксклюзивном интервью корр.ТАСС постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин.
"Это сейчас самый острый и самый главный вопрос реформы ООН", - отметил дипломат.
Он напомнил, что в последний раз Совет Безопасности расширялся в 1960-х годах. "Первоначально в его составе было 11 стран, включая пять постоянных членов. Потом число постоянных членов осталось, но стран стало 15. И вот теперь говорят о том, чтобы в Совете Безопасности стало больше членов, с тем, чтобы он стал более эффективным и репрезентативным. Но тут я хочу оговориться: конечно, более репрезентативным Совет Безопасности будет, если расширить его членство, но эффективным точно не будет", - подчеркнул собеседник агентства. Ссылаясь на свой опыт работы в СБ ООН, он отметил, что "15 членам трудно договориться иногда, а при 25 или 27 трудно даже дискуссию провести".
Постпред РФ согласился с тем, что вопрос о реформе Совбеза действительно назрел. Он напомнил, что уже на протяжении восьми лет ведутся межправительственные переговоры по этой теме, которым предшествовали 11 лет неформальных консультаций.
"Не могут договориться два основных лагеря, - пояснил российский дипломат. - Есть страны, которые хотят стать постоянными членами Совета Безопасности, в дополнении к пятерке, а есть страны, которые категорически этого не хотят. Некоторые страны, претендующие на постоянное членство, говорят, что им не нужно право вето. Например, Германия говорит, что им не нужно право вето. Африканские страны, которые претендуют на то, чтобы у них было два постоянных члена, хотят, чтобы у них было право вето". Это, по словам российского дипломата, "один из сложных вопросов".
Другие государства, отметил Чуркин, предлагают создать в Совете Безопасности новую категорию "полупостоянных членов", которые будут избираться не на два года, а на восемь лет с возможностью переизбрания. Как сообщил постпред РФ, на сегодняшний день "ни одна из этих моделей не набирает 129 голосов Генеральной Ассамблеи", необходимых для одобрения.
"Казалось бы, вместо всех этих переговоров можно просто подготовить резолюцию Генеральной Ассамблеи и поставить ее на голосование, - добавил он. - Надо сказать, что такие резолюции есть, но официально они не вносились. Они такие резолюции подготовили, но боятся ставить на голосование, потому, что могут не получить 129 голосов и тогда придется на много лет отложить всю эту историю, потому, что ООН работает так, что нельзя каждый год ставить одну и ту же резолюцию на голосование".
"Вот такая сложная и достаточно нервозная идет вокруг этого борьба, - пояснил постпред РФ. - Высказывались мнения, что реформы должны быть обязательно к 70-й годовщине ООН, а мы против этого предостерегали и говорили, что тут не нужно спешить, что вопрос должен созреть". Виталий Чуркин отметил, что ходе общеполитической дискуссии 70-й сессии Генеральной Ассамблеи в сентябре "многие страны наверняка будут затрагивать эту тематику, излагая свою позицию, стараясь подталкивать реформу Совета Безопасности". По его словам, определенные шаги в этом направлении могут быть предприняты и до начала сессии.
Жаркие споры не должны мешать эффективной работе
Напряженные дебаты между членами Совета Безопасности не должны мешать поиску приемлемых подходов к решению важнейших вопросов, считает Виталий Чуркин.
Постпред РФ при ООН отметил, что и в зале заседаний Совета Безопасности, и в ходе конфиденциальных встреч идет профессиональная дипломатическая работа.
Открытые дебаты или работа за дверями зала - "две равнозначные части работы Совета Безопасности", подчеркнул он.
"С одной стороны, важны открытые дебаты, за которыми особенно в последние годы смотрит весь мир и где отражаются позиции государств, характер очень острых проблем, которые стоят перед Советом Безопасности, - продолжал он. - Но мы - профессионалы. Недавно был очередной острый обмен мнениями между пятеркой постоянных членов и другими членами Совета Безопасности. Я считаю, что от некоторых партнеров по пятерке прозвучали недопустимые совершенно выражения, на что я обратил их внимание прямо на заседании Совета Безопасности. Сразу после этого мне пришлось созвониться с одним из них - просто надо было - и мы совершенно спокойно обсуждали вещи, которые необходимы для доработки очень важной резолюции Совета Безопасности, над которой мы работаем уже давно и надеемся, что она будет принята в ближайшее время".
"То есть нам просто приходится через все это переступать, иначе Совет Безопасности просто не будет работать", - подчеркнул Виталий Чуркин.
Он сообщил, что за время его работы в ООН другие страны-члены "пятерки" постоянных членов Совбеза уже несколько раз меняли своих постпредов. "Я с удовольствием вспоминаю каждого из них, потому что каждый - личность. Не буду говорить о нынешних, мне еще с ними работать, но у меня были очень тесные профессиональные отношения с предыдущим китайским постпредом Ли Баодуном, он сейчас заместитель министра. Мы через многое с ним прошли - это были и сирийские дела и совместные российско-китайские вето. У нас были очень доверительные отношения", - вспомнил Чуркин.
"Если говорить об американцах, которым все уделяют внимание, то это - целый букет: Джон Болтон, шумный такой постпред, это Залмай Халилзад, афганец, совсем другой типаж. Потом Сьюзан Райс, нынешний советник (по национальной безопасности), это - совсем другой человек, яркий, сложный, но с которым можно было по каким-то очень важным делам вести серьезные дискуссии. То есть такая гамма - человеческая и профессиональная, которая для меня исключительно интересна", - отметил российский дипломат.