Владимир Путин утвердил обновленную Стратегию национальной безопасности РФ
Подготовленная Совбезом РФ новая редакция Стратегии предусматривает пути борьбы с радикализмом и угрозой терроризма
МОСКВА, 31 декабря. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым утверждается новая Стратегия национальной безопасности РФ. Соответствующий документ размещен на официальном портале правовой информации.
Подготовленная Совбезом РФ новая редакция Стратегии национальной безопасности РФ предусматривает пути борьбы с радикализмом и угрозой терроризма.
Закрепление статуса
Национальным приоритетом РФ является закрепление за Россией статуса одной из лидирующих мировых держав.
"Национальными интересами на долгосрочную перспективу являются: ...закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира", - сказано в документе.
Особое внимание в качестве национальных приоритетов уделяется укреплению обороны страны, обеспечению конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности страны, укреплению национального согласия, повышению качества жизни, развитию и сохранению культуры, усилению конкурентоспособности экономики и другим принципам государственной безопасности.
В числе стратегических задач в документе упоминается достижение продовольственной безопасности за счет "достижения продовольственной независимости Российской Федерации". Кроме того, подразумевается ускоренное развитие АПК, повышение эффективности господдержки сельскохозяйственных производителей, недопущение бесконтрольного оборота продуктов с ГМО, а также подготовка высококвалифицированных специалистов для села.
Применение военной силы
Документ предусматривает применение военной силы только в случае, если ненасильственные меры оказались неэффективными.
Применение военной силы для защиты национальных интересов возможно только в случае, если все принятые меры ненасильственного характеры оказались неэффективными
"Стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов осуществляются путем поддержания потенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне, а Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в заданной степени готовности к боевому применению", - отмечается в Стратегии.
Риск кризисов
На фоне дисбаланса в мировой экономике сохраняется высокий риск повторения финансово-экономических кризисов.
"На фоне структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, растущей суверенной задолженности, волатильности рынка энергоресурсов сохраняется высокий риск повторения масштабных финансово-экономических кризисов", - сказано в документе.
"Возрастающее влияние политических факторов на экономические процессы, а также попытки применения отдельными государствами экономических методов, инструментов финансовой, торговой, инвестиционной и технологической политики для решения своих геополитических задач ослабляют устойчивость системы международных экономических отношений", - подчеркивается в Стратегии.
Документ предполагает укрепление финансовой системы, устойчивость курса рубля, снижение банковских ставок. Стратегия также подразумевает проведение государственной социально-экономической политики.
"В целях противодействия угрозам экономической безопасности органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества реализуют государственную социально-экономическую политику, предусматривающую: ... укрепление финансовой системы, обеспечение ее суверенитета, устойчивости валютного курса рубля, оптимизацию валютного регулирования и контроля, снижение банковских ставок...", - говорится в документе.
Достижение продовольственной независимости
Одним из национальных приоритетов РФ является достижение продовольственной независимости страны.
В документе отмечается, что достижение продовольственной безопасности осуществляется за счет "достижения продовольственной независимости Российской Федерации". Кроме того, подразумевается ускоренное развитие АПК, повышение эффективности господдержки сельскохозяйственных производителей, недопущение бесконтрольного оборота продуктов с ГМО, а также подготовка высококвалифицированных специалистов для села.
При этом введенные в отношении России санкции оказывают негативное влияние на экономическую безопасность страны.
Главными стратегическими угрозами национальной безопасности в области экономики являются ее низкая конкурентоспособность, сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры
"Негативное воздействие на экономическую безопасность оказывают введенные против Российской Федерации ограничительные экономические меры, глобальные и региональные экономические кризисы, усиление недобросовестной конкуренции, неправомерное использование юридических средств, нарушение стабильности тепло- и энергоснабжения субъектов национальной экономики, а в перспективе будет оказывать также дефицит минерально- сырьевых, водных и биологических ресурсов", - говорится в документе.
Среди других угроз в сфере экономической безопасности названы отставание в разработке перспективных технологий, незащищенность финансовой системы, несбалансированность бюджетной системы, офшоризация экономики, истощение сырьевой базы, сохранение высокой доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации, неравномерное развитие регионов.
Эффективное управление ТЭК
Повышение эффективности государственного управления топливно-энергетическим комплексом является необходимым условием обеспечения энергобезопасности РФ.
"Необходимыми условиями обеспечения энергетической безопасности являются повышение эффективности государственного управления топливно-энергетическим комплексом, надежность и бесперебойность поставок энергоресурсов потребителям, обеспечение технологического суверенитета страны на мировом энергетическом рынке...", - говорится в документе.
Внешняя политика
Развитие отношений со странами СНГ, Абхазией и Южной Осетией является ключевым направлением внешней политики РФ, говорится в тексте Стратегии.
"Развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничество с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия является для Российской Федерации одним их ключевых направлений внешней политики", - сказано в документе.
В Стратегии подчеркнута важность развития отношений с Китаем, Индией, странами Латинской Америки и Африки отмечена. Отношения с КНР рассматриваются "как ключевой фактор поддержания глобальной и региональной стабильности". Также Россия отводит "важную роль привилегированному сотрудничеству с Индией". Отмечено, что РФ развивает политическое, торговое и военно-техническое сотрудничество со странами Латинской Америки, Африки и региональными объединениями этих государств. С ними поддерживаются также гуманитарные и образовательные контакты.
Потенциал спецслужб
Потенциал спецслужб все активнее используется в борьбе за международное влияние, говорится в Стратегии национальной безопасности страны.
"В борьбе за влияние на международной арене задействован весь спектр политических, финансово-экономических и информационных инструментов. Все активнее используется потенциал специальных служб", - отмечается в документе.
"Процесс формирования новой полицентричной модели мироустройства сопровождается ростом глобальной и региональной нестабильности. Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта, контролем за транспортными артериями", - говорится в тексте стратегии.
"Конкуренция между государствами все в большей степени охватывает ценности и модели общественного развития, человеческий, технологический и научный потенциалы", - сказано в документе.
Партнерство с США
Проведение РФ самостоятельной политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, говорится в указе.
"Укрепление России происходит на фоне новых угроз национальной безопасности, имеющих комплексный взаимосвязанный характер. Проведение Российской Федерацией самостоятельной внешней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах", - говорится в документе.
Тем не менее, РФ выступает за укрепление сотрудничества с ЕС и полноценное партнерство с США.
"Российская Федерация выступает за укрепление взаимовыгодного сотрудничества с европейскими государствами, Европейским союзом, за гармонизацию интеграционных процессов в Европе и на постсоветском пространстве, формирование в Евро-Атлантическом регионе открытой системы коллективной безопасности на четкой договорно-правовой основе", - говорится в документе.
"Российская Федерация заинтересована в выстраивании полноценного партнерства с Соединенными Штатами Америки на основе совпадающих интересов, в том числе в экономической сфере, и с учетом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние международной обстановки в целом. Важнейшими направлениями такого партнерства остаются совершенствование предусмотренных международными договорами механизмов контроля над вооружениями, укрепление мер доверия, решение вопросов, связанных с нераспространением оружия массового уничтожения, расширением сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом, урегулированием региональных конфликтов", - отмечается в тексте Стратегии.
Расширение НАТО
Расширение НАТО и приближение альянса к границам РФ создают угрозу нацбезопасности, говорится в документе.
"Наращивание силового потенциала организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, активизация военной деятельности стран блока, дальнейшее расширение альянса, приближение его военной инфраструктуры к российским границам создают угрозу национально безопасности", - сказано в обновленном тексте стратегии.
При этом РФ готова к развитию отношений с НАТО при готовности альянса учитывать интересы России.
"Российская Федерация готова к развитию отношения с НАТО на основе равноправия в целях укрепления всеобщей безопасности в Евро-Атлантическом регионе", - сказано в документе.
Как отмечено в стратегии, определяющим фактором в отношениях с НАТО остается "неприемлемость для РФ наращивания военной активности альянса и приближение его военной инфраструктуры к российским границам".
Подчеркнуто, что РФ заинтересована в выстраивании полноценного партнерства с США "на основе совпадающих интересов, в том числе в экономической сфере, и с учетом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние международной обстановки в целом".
"Цветные революции"
"В международных отношениях не снижается роль фактора силы. Стремление к наращиванию и модернизации наступательного вооружения, созданию и развертыванию его новых видов ослабляет систему глобальной безопасности, а также систему договоров и соглашений в области контроля над вооружением... В соседних с Россией регионах развиваются процессы милитаризации и гонки вооружений", - сказано в документе.
Отмечается, что среди основных угроз государственной и общественной безопасности РФ - "деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно- экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование "цветных революций", разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей".
Отмечается, что практика свержения легитимных политических режимов получает все более широкое распространение.
"Практика свержения легитимных политических режимов, провоцирования внутригосударственных нестабильности и конфликтов получает все более широкое распространение. Наряду с сохраняющимися очагами напряженности на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке, Южной Азии, на Корейском полуострове появляются новые "горячие точки", расширяются зоны, не контролируемые властями каких-либо государств", - указывается в Стратегии нацбезопасности РФ.
Раскол в украинском обществе
Поддержка США и ЕС госпереворота на Украине привела к расколу в украинском обществе.
"Поддержка США и Европейским союзом антиконституционного государственного переворота на Украине привела к глубокому расколу в украинском обществе и возникновению вооруженного конфликта", - говорится в документе, опубликованном сегодня на официальном интернет- портале правовой информации.
Отмечается, что позиция Запада по противодействию интеграционным процессам и создание очагов напряженности в Евразийском регионе оказывает негативное влияние на реализацию российских национальных интересов.
"Укрепление крайне правой националистической идеологии, целенаправленное формирование у украинского населения образа врага в лице России... превращают Украину в долгосрочный очаг нестабильности в Европе и непосредственно у границ России", - подчеркивается в тексте.
Сеть военно-биологических лабораторий США
На территории соседних с РФ государств расширяется сеть военно-биологических лабораторий США, говорится в "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
"На территориях соседних с Россией государств расширяется сеть военно-биологических лабораторий США", - сказано в документе. В нем подчеркивается, что в мире сохраняется риск распространения и использования химического оружия, "а также неопределенность относительно фактов обладания иностранными государствами биологическим оружием, наличия у них потенциала для его разработки и производства".
Подчеркивается, что также в сохраняется риск увеличения числа стран - обладателей ядерного оружия. В государствах с нестабильной внутриполитической ситуацией велика опасность попадания обычного вооружения в руки террористов, в критическом состоянии там находится "физическая сохранность опасных объектов и материалов", отмечается в стратегии.
Блоковый подход
Сохраняющийся блоковый подход к решению международных проблем не способствует противодействию современным вызовам, говорится в указе президента РФ.
"Сохраняющийся блоковый подход к решению международных проблем не способствует противодействию всему спектру вызовов и угроз. Активизация миграционных потоков из стран Африки и Ближнего Востока в Европу показала несостоятельность региональной системы безопасности в Евро-Атлантическом регионе, построенной на основе НАТО и Европейского союза", - подчеркивается в документе.
Ядерное сдерживание
Предотвращение международных военных конфликтов осуществляется путем поддержания потенциала ядерного сдерживания России и а также готовности ее вооруженных сил, говорится в тексте "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
"Стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов осуществляются путем поддержания потенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне, а Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в заданной степени готовности к боевому применение", - сказано в документе.
При этом Россия готова к дальнейшему обсуждению вопросов, связанных с сокращением ядерных потенциалов.
"В целях сохранения стратегической стабильности Российская Федерация... готова к дальнейшему обсуждению вопросов сокращения ядерных потенциалов на основе двусторонних договоренностей и в многосторонних форматах", - отмечено в документе.
Ранее секретарь СБ РФ Николай Патрушев сообщал, что в документе прописаны пути противодействия распространению радикальной идеологии, ее пропаганды в средствах массовой информации, подчеркивается значимость повышения защищенности от террористической угрозы критической инфраструктуры, личности, общества и государства в целом.
По словам Патрушева, в документе открыто заявлено, что к распространению терроризма, экстремизма, межрелигиозной и межэтнической вражды привела практика смены легитимных режимов с использованием методов "цветных революций" и "гибридных войн".
"Появление и укрепление влияния террористической организации, объявившей себя "Исламским государством", стало результатом политики двойных стандартов, которой некоторые государства придерживаются в области борьбы с терроризмом, - подчеркнул секретарь Совбеза. - Итогом таких безответственных действий стали многолетняя нестабильность в Афганистане, Ираке, Ливии, война в Сирии, широкое распространение оружия, организованной преступности, наркобизнеса, систематическое нарушение прав и свобод миллионов людей".