МОСКВА, 5 февраля. /ТАСС/. Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев назвал во многом дискриминационными и излишними обязательства, которые приняла на себя Россия при вступлении в Совет Европы.
"Мне представляется, что на тот момент условия, на которых вступила Россия в Совет Европы (СЕ), те обязательства, которые приняла на себя Россия при вступлении в СЕ, во многом носили дискриминационный по отношению к нашей стране характер, излишний", - сказал сегодня сенатор, выступая на заседании "круглого стола" "20 лет членства России в Совете Европы: итоги и перспективы".
Косачев напомнил, что Россия присоединилась к Совету Европы 28 февраля 1996 года. По его словам, соответствующие документы подписывал тогдашний министр иностранных дел РФ Евгений Примаков, который на тот момент находился в этой позиции не более месяца. "И можно смело утверждать, что все переговоры и последующие форматы участия РФ в деятельности СЕ определялись еще в рамках предшествовавшей логики российской внешней политики, которую часто связывают с именем предшественника Евгения Максимовича (Примакова) Андрея Владимировича Козырева", - подчеркнул он.
Глава международного комитета Совфеда уверен, что Россия до сих пор испытывает последствия романтичных ожиданий от своего участия в Совете Европы. "Мы набрали на себя обязательств, которые и в помине не брали на себя многие другие государства, которые вступали в эту организацию примерно в это же время", - пояснил он. Косачев добавил, что мониторинг выполнения Россией обязательств, взятых при вступлении в СЕ 20 лет назад, продолжается в отношении РФ до сих пор. "И конца и края этой процедуре не видно, потому что, как известно, за эти 20 лет нам наши партнеры в Совете Европы, в целом, и в ПАСЕ, в частности, сумели дополнительно навесить еще большой набор обязательств, который в принципе РФ не согласовывались и не принимались", - сказал сенатор.
При этом сенатор считает, что России следует продолжать взаимодействие во всех измерениях Совета Европы, в том числе парламентском. "Членство в Совете Европы отвечает национальным интересам РФ. Мы должны, несмотря на все пертурбации последнего времени, продолжать взаимодействовать во всех измерениях деятельности Совета Европы, включая и парламентское", - заявил Косачев.
По словам главы комитета СФ, парламентское измерение "ни коим образом не ставит под сомнение целесообразность активного российского участия в деятельности Совета Европы как межправительственной организации". "И самое главное из этого нашего участия - извлечение пользы для государства, для общества, для российских граждан в конечном итоге", - уточнил он. "И мне представляется, что это важный итог обсуждения, который обязательно должен быть услышан в Совете Европы, обязательно должен быть услышан в ПАСЕ с тем, чтобы мы преодолевали те разногласия, которые сейчас имеют место и могли бы двигаться вперед", - заключил Косачев, подчеркнув, что для России "и СЕ в целом, и ПАСЕ продолжают оставаться потенциально очень интересной и очень перспективной площадкой".
"Совет Европы - это многофункциональная организация"
В МИД РФ считают, что Совет Европы способен делать неполитизированные заключения и объективные доклады. "Хотел бы подчеркнуть, что Совет Европы - это многофункциональная организация, которая обладает высоким экспертным потенциалом, что позволяет зачастую делать компетентные и неполитизированные заключения", - заявил замглавы МИД России Алексей Мешков.
По словам высокопоставленного дипломата, речь, в частности, идет о подготовке доклада Международной консультативной группы, созданной по инициативе генерального секретаря Совета Европы Турбьёрна Ягланда, посвященного расследованию трагедии в Одессе 2 мая 2014 года.
Доклад, как напомнил Мешков, был опубликован в ноябре 2015 года. "Доклад подтвердил те выводы, которые мы сделали уже давно: проведенное украинскими властями псевдорасследование не отвечает требованиям Европейской конвенции по правам человека и основных свобод", - отметил Мешков.
Дипломат также сообщил, что Россия присоединилась к 60 из 219 конвенций Совета Европы за время своего участия в этой организации. "На прямой вопрос, надо ли нам было вступать 20 лет назад в Совет Европы, я бы ответил, что да, вступать надо, - отметил Мешков. - Прежде всего, потому, что, согласно статье 1 устава Совета Европы, в его компетенцию входят все вопросы, за исключением проблематики национальной обороны. Потенциал этой организации разносторонний: от прав человека до противодействия терроризму".
По словам дипломата, вступление в эту организацию дало России возможность присоединиться к разработке конвенций Совета Европы, которые "становятся не просто политическими декларациями, а частью национального законодательства". "Россия за эти годы присоединилась к 60 из 219 конвенций Совета Европы, активно участвуя в их разработках", - напомнил он. "Выбор наш не навязан откуда-то извне, - подчеркнул Мешков. - Россия присоединилась к тем правовым актам, которые представляют для нашей страны реальный интерес".
Возможное сокращение взносов России в Совет Европы в связи с ограничением полномочий российской делегации в ПАСЕ не скажется на бюджете этой организации, добавил также Мешков. "Надо понимать, что то, что Турция стала в этом году шестым главным плательщиком в СЕ, говорит о том, что организация ничего не потеряет в деньгах (в случае с ограничения взносов со стороны России в нее - прим. ТАСС)", - сказал он. Вместе с тем Мешков отметил, что на отношениях России и Совета Европы сказывается непростая ситуация с диалогом на уровне РФ-ЕС. "Сложные отношения между Россией и Европейским союзом сегодня оставляют печать на работе Совета Европы", - отметил высокопоставленный дипломат.
"Мы не ставим вопрос о сокращении транша"
Совет Европы не ставит вопрос о пересмотре статуса России как основного плательщика. Об этом заявил в свою очередь руководитель делегации РФ в ПАСЕ, глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков.
Вопрос в ходе дискуссии поднял первый заместитель Генерального директора ТАСС Михаил Гусман. Он поинтересовался, может ли решение РФ о том, чтобы выплатить только треть взноса в Совет Европы в феврале понизить статус нашей страны как основного плательщика СЕ.
"Никто в Совете Европы не ставит вопрос о том, чтобы пересмотреть наш статус", - сказал в ответ Пушков. Он добавил, что "речь не идет о сокращении взноса". "Речь идет о том, что раньше мы выплачивали взнос вперед. И это свидетельствовало о нашем доверии к Совету Европы. Мы подтверждали, что у нас нет претензии к этой организации. В этом году мы не ставим вопрос о сокращении транша. Мы демонстрируем свое неприятие нынешней ситуации - того, что нас лишают возможности равноправного участия в ПАСЕ - на финансовом уровне тоже", - пояснил Пушков.
По его словам, Россия тем самым показывает, что "эта ситуация имеет определенные последствия". "И поэтому демонстративно переводим только треть в начале года. Это наше право, - отметил Пушков, Россия тем самым хочет сказать, что она не согласна с дискриминацией в рамках ПАСЕ". Парламентарий напомнил, что "было принято решение выплатить одну треть взноса, которая будет выплачена в конце февраля". "Дальше Россия оставляется за собой право определиться, как она будет действовать", - заявил глава комитета.
Россия является членом Совета Европы с 1996 года. Ежегодный взнос РФ в 2016 году составляет более 30 млн евро.