Все новости

Спецпредставитель президента РФ: ситуация в Афганистане оценивается как крайне напряженная

Обстановка в Афганистане существенно затрудняет налаживание полноценного сотрудничества Кабула с зарубежными странами в экономической сфере, считает Замир Кабулов
Замир Кабулов AP Photo/Muhammad Shoaib Amin
Замир Кабулов
© AP Photo/Muhammad Shoaib Amin

Кардинального улучшения обстановки в Афганистане не предвидится. Вместе с тем у России есть неплохие перспективы для активизации внешнеторгового диалога с этой страной. Такое мнение выразил в интервью ТАСС специальный представитель президента России по Афганистану, директор второго департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов. 

- В начале марта в Кабуле состоялось 3-е заседание Российско-Афганской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Каковы, на ваш взгляд, наиболее перспективные направления развития сотрудничества между Россией и Афганистаном? Что можно сказать о товарообороте между двумя странами, его объеме и структуре?

- Действительно, в первых числах марта в Кабуле прошло третье заседание Российско-Афганской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК), в ходе которого было обсуждено нынешнее состояние двусторонних связей в экономической сфере и намечены перспективы их дальнейшего развития в целом ряде отраслей.

Отмечено развитие договорно-правовой базы сотрудничества наших стран. Так, на сегодняшний день завершена итоговая сверка документов по Соглашению об урегулировании финансовой задолженности Афганистана перед Российской Федерацией в рамках Парижского клуба кредиторов. Надеемся, в самом скором времени будет подписан меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области высшего образования и науки между министерствами образования наших государств.

Прошедшее заседание межправкомиссии ознаменовалось проведением первых заседаний отраслевых рабочих групп по энергетике, транспорту и образованию.

Приоритетной сферой российско-афганского сотрудничества остается электроэнергетика. В декабре 2015 г. ООО "Интер РАО – Инжиниринг" подписало контракт с Национальной энергетической компанией "Брешна" на реконструкцию и ремонт двух гидроагрегатов ГЭС "Наглу" при финансировании за счет средств Всемирного Банка. Также эта компания планирует участвовать в проектах по строительству и модернизации ряда других ГЭС и ТЭС в Афганистане.

Помимо этого есть планы по организации поставок нефтепродуктов объемом до 1,5 млн. тонн в год, реконструкции дорожной инфраструктуры, поставкам российских троллейбусов для городов Кабул и Мазари-Шариф.

Россия заинтересована в поставках афганской сельхозпродукции

В то же время, определенную обеспокоенность вызывает существенное снижение объема взаимного товарооборота, по итогам 2015 г. сократившегося более чем в 6 раз по сравнению с показателями 2014 г. Резкое падение товарооборота в 2015 г. связано со снижением поставок из России летательных аппаратов и запасных частей к ним, нефтепродуктов, а также продукции российской металлургии. Будем надеяться, что прошедшее заседание межправкомиссии придаст новый импульс развитию взаимовыгодной торговли и позволит восстановить, а затем – и превзойти достигнутые ранее объемы товарооборота. Ожидаем роста российского экспорта нефтепродуктов, лесоматериалов, продуктов питания в Афганистан. Россия, в свою очередь, заинтересована в поставках афганской сельхозпродукции, в первую очередь, фруктов и сухофруктов. Необходимо отметить, что поставки афганских товаров в Россию осуществляются на условиях нулевой ставки ввозной таможенной пошлины.

- Сообщалось о возможном проведении силами российских специалистов геологоразведочных работ на севере Афганистана. Насколько реальны планы по проведению таких работ?

- Есть перспективные проекты по разведке нефтегазовых месторождений на территории Афганистана, в которых могут принять участие российские компании.

Фактор безопасности продолжает играть решающую роль

Однако эти месторождения находятся в сельской местности, и значительная их часть контролируется группировками оппозиции. Так что фактор безопасности продолжает играть решающую роль при определении перспективности проектов разработки полезных ископаемых в Афганистане. Кроме того, немаловажную роль в реализации таких проектов будет играть способность афганской стороны обеспечивать финансирование участия российских компаний.

- В случае обнаружения в Афганистане нефтегазовых месторождений российские компании, возможно, захотят участвовать в их освоении. Существуют ли в настоящее время возможности для налаживания цивилизованного диалога между представителями российского бизнеса и афганской стороной? Как обстоят дела с защитой инвестиций? Нет ли у легальных афганских бизнесменов планов выхода на российский рынок, и что они могут предложить?

- Российские компании заинтересованы участвовать в проектах по геологоразведке и добыче углеводородов на территории Афганистана.

У российских компаний есть планы не только по добыче, но и по переработке добываемого сырья

Есть планы не только по добыче, но и переработке добываемого сырья, что может стать возможным в случае реализации предлагаемого одной из российских компаний проекта по строительству нефтеперерабатывающего завода в провинции Джаузджан. Органичным его дополнением может стать создание совместными усилиями российских и афганских компаний инфраструктуры по хранению, транзиту и даже экспорту нефтепродуктов из Афганистана.

Что же касается защиты инвестиций, то нормативное его оформление должно быть завершено подписанием межправительственного Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, находящегося сейчас на финальной стадии согласования.

- Для налаживания полноценного сотрудничества в экономической и других сферах необходимо наличие внутриполитической стабильности и гарантий безопасности для иностранных партнеров. Как с этим обстоят дела в Афганистане? Есть ли прогресс в урегулировании кризиса? Насколько сильны внутренние противоречия и велика угроза со стороны террористических группировок, включая "Исламское государство"? Сохраняется ли напряженность на границе Афганистана со странами СНГ?

- На данный момент обстановка в Афганистане оценивается как крайне напряженная, нестабильная и перспективы ее кардинального улучшения не просматриваются. В большинстве провинций страны имеются районы с высоким и чрезвычайным уровнем угрозы безопасности.

О группировке "Талибан"

"Талибан" - радикальное исламистское движение, действующее в Афганистане и Пакистане. Его деятельность признана террористической и запрещена на территории РФ решением Верховного Суда от 14 февраля 2003 года на основании представления Генпрокуратуры на основании материалов ФСБ

Продолжение

Боевики движения "Талибан" (ДТ) все чаще действуют крупными силами, вступая в прямые боестолкновения с правительственными войсками, захватывают целые уезды, интенсифицируют теракты в крупных административных центрах, включая Кабул. В этом году фактически отсутствовал период традиционного "зимнего затишья" и боевые действия безостановочно ведутся на севере и юге Афганистана. С наступлением весны ожидается существенная активизация боевой активности вооруженной оппозиции на всей территории страны. Фактически, эта фаза уже началась.

Ситуация с безопасностью в северных провинциях ИРА стремительно деградирует. Боевики закрепляются на территориях и в населенных пунктах, граничащих с Туркменистаном и Таджикистаном, что, естественно,  вызывает напряженность по обе стороны границы. 

С лета 2014 года отмечается появление и устойчивый рост активности в Афганистане "Исламского государства" (ИГ). Сегодня численность группировки, по оценочным данным, составляет уже порядка 10 тыс. человек. В силу привлекательности для части афганской молодежи лозунгов ИГ и щедрого финансового обеспечения группировки, нельзя исключать в обозримой перспективе еще большего роста числа игиловцев в стране и существенного возрастания их террористической активности.

ОБ "ИСЛАМСКОМ ГОСУДАРСТВЕ"

"Исламское государство" (ИГ) - исламистская террористическая организация, действующая на территории Ирака и Сирии. Создана 15 октября 2006 года в результате слияния 11 радикальных суннитских формирований. "Костяк" группировки формируют боевики, сражавшиеся с американскими войсками в период их пребывания в Ираке и с силами правительства Башара Асада в Сирии.

ИГ признано террористической организацией в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Турции, Египте, ОАЭ, Индии, Индонезии, а также в России (с 29 декабря 2014 года).

Террористическая организация "Исламское государство". Досье

Продолжение

В этих условиях попытки афганского правительства, поддерживаемые международным сообществом, наладить с движением "Талибан" мирный диалог, пока остаются безрезультатными. Дополнительными факторами нестабильности являются имеющиеся противоречия между ДТ и ИГ, а также раскол внутри самого ДТ.

Такая обстановка в Афганистане существенно затрудняет налаживание полноценного сотрудничества Кабула с зарубежными странами в экономической сфере. Имеется достаточное количество примеров того, как уже подписанные контракты о реализации того или иного значимого проекта остаются фактически замороженными по причине отсутствия надежных гарантий безопасности для иностранных партнеров.

- Осуществляется ли военно-техническое сотрудничество с Афганистаном с учетом объективной необходимости оказания содействия афганским властям в борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом? Есть ли ограничения для такого сотрудничества?

- Военно-политическое руководство Афганистана после взятия на себя ответственности за состояние безопасности в стране предпринимает шаги по укреплению национальных вооруженных сил. С учетом положительного практического опыта использования афганцами российского (советского) вооружения и военной техники Кабул заинтересован в развитии военно-технического сотрудничества с нашей страной. Можно с уверенностью сказать, что продукция российского ВПК по-прежнему остается востребованной на афганском рынке вооружений. С нашей стороны нет никаких ограничений на развитие сотрудничества с Афганистаном в военно-технической сфере.

Между тем практическая реализация отмеченной заинтересованности афганцев и российской готовности к сотрудничеству упирается в ряд препятствий. Основное из них - фактический запрет со стороны зарубежных финансовых доноров правительства ИРА, в первую очередь США, расходовать предоставляемые Кабулу средства на приобретение в России необходимого вооружения и военной техники. Собственных же средств на закупку вооружения в национальном бюджете ИРА сегодня нет. Хочу напомнить, что до введения Вашингтоном подобных запретов Россия в рамках заключенного с Пентагоном контракта поставила в течение 2012-2014 гг. для афганских национальных сил безопасности 63 военно-транспортных вертолетов МИ-17В-5.

В этих условиях речь сегодня может идти главным образом об оказании Российской Федерацией Афганистану безвозмездной военно-технической помощи. В качестве примера упомяну о крупной партии стрелкового оружия, поставленной нашей страной в Кабул в феврале с.г. Ранее российская сторона дала согласие на реэкспорт из Республики Индии в ИРА 4 транспортно-боевых вертолетов Ми-25. Все последние годы в военно-учебных заведениях Минобороны России на безвозмездной основе осуществляется подготовка афганских военнослужащих.

В настоящее время на завершающей стадии находится процесс подписания российско-афганского документа, который обеспечит нормативно-правовую базу оказания Москвой Афганистану военно-технической помощи Кабулу. С его подписанием наши специалисты совместно с афганскими партнерами оперативно рассмотрят практические варианты взаимодействия в военной области.

- Как вы оцениваете эффективность переговоров между Афганистаном, США, Пакистаном и Китаем? Можно ли добиться урегулирования афганской проблемы в таком формате? Почему к этим переговорам не была приглашена Россия, и остались в стороне такие ключевые региональные игроки, как Иран и Индия? Обсуждался этот вопрос в ходе вашей встречи со спецпредставителем МИД КНР по Афганистану?

- Заявленная цель так называемой четырехсторонней координационной группы (Афганистан, Китай, Пакистан и США) - организация прямых переговоров между правительством в Кабуле и руководством Движения талибов. После проведения в течение двух месяцев четырех раундов переговоров и скрупулезной выработки "дорожной карты", талибы попросту отвергли эти предложения. Это по поводу эффективности.

Мы неоднократно заявляли и четко придерживаемся той позиции, что усилия по примирению должны предприниматься самими афганцами под руководством властей в Кабуле. Полагаем, что правительство Афганистана вправе приглашать те страны, которые оно посчитает необходимым. Что касается нашего участия, то я уже говорил, что мы никому не навязываемся, а формат "четверки" с самого начала считали бесперспективным.

У меня установлены хорошие рабочие и товарищеские отношения с моим коллегой, спецпредставителем МИД КНР по Афганистану Дэн Сицзюнем. В ходе нашей последней встречи в Москве 15 марта с.г. мы обсудили весь комплекс афганских проблем и, естественно, говорили о возможных путях и формах скорейшего восстановления мира в Афганистане. Россия заинтересована в тесном сотрудничестве с КНР по афганским делам. И мне кажется, что это взаимно.

- На днях в Вене завершила работу сессия Комиссии ООН по наркотическим средствам. Что можно сказать об эффективности предпринимаемых в Афганистане внутренних и международных усилий на антинаркотическом направлении?

- Ситуация в сфере незаконного оборота наркотиков в Афганистане остается одной из самых острых проблем и, к сожалению, в последнее время существенных изменений не претерпела. Определенные оптимистичные заявления СМИ о значительном снижении производства опия в Афганистане не отображают реальное положение дел. Наркотики, производимые в огромном количестве в Афганистане, по-прежнему несут серьезную угрозу стабильности в этой стране, окружающему региону и миру в целом. Стоит напомнить, что, помимо своей природной вредоносности, наркопроизводство обеспечивает существенную финансовую "подпитку" терроризма.

Наркотики по-прежнему несут серьезную угрозу стабильности в Афганистане

Афганские власти уделяют много внимания и предпринимают определенные усилия по борьбе с наркопроизводством и транспортировкой опия. Однако эффективность этих действий пока не дает результатов. Во многом это связано с общей нестабильной обстановкой в Афганистане, недостаточной подготовкой афганских наркополицейских и коррумпированностью на местах. 

При этом реализуемые в Афганистане западные антинаркотические проекты и стратегии, как свидетельствует статистика, тоже пока недостаточно эффективны и, как иногда кажется, носят показушный характер. Имею в виду заявление генерального инспектора США по восстановлению Афганистана Джона Сопко об отсутствии видимых результатов в борьбе с наркотиками в Афганистане, невзирая на выделенные за 15 лет 8,4 млрд долларов. Как известно, производство опиума и число наркозависимых за этот период только выросли.

Повторюсь, что сегодня, безусловно, необходимо более плотное сопряжение усилий всех стран, в первую очередь, соседних государств, в борьбе с афганскими наркотиками, как в Афганистане, так и за его пределами.

- От российских политиков нередко можно слышать о том, что в Афганистане и в целом в Центральной Азии традиционно сильны российские интересы. В чем заключаются эти интересы, и как мы их отстаиваем, или намерены отстаивать?

- Интерес России в Афганистане определяется очень просто. Мы за то, чтобы Исламская Республика Афганистан являлась независимым, нейтральным, стабильным государством, с территории которого не исходит угроза безопасности России и нашим союзникам в Центральной Азии.

Можно упомянуть и отдельные конкретные аспекты российских интересов в Афганистане.  В сфере политики это необходимость сохранения регионального баланса и обеспечение нейтрального статуса Афганистана, в том числе ограничение влияния внерегиональных государств на внутреннюю политику страны.  Интересы в сфере экономики опираются в основном на развитие транзитных проектов и доступ к перспективным рынкам. Мы заинтересованы в закреплении и дальнейшем развитии экономического сотрудничества с Афганистаном. В области безопасности основной наш интерес – совместная борьба с террористической и наркотической угрозами.

Отстаивать собственные интересы мы намерены путем развития с правительством ИРА двустороннего сотрудничества в различных сферах. Мы также готовы к сотрудничеству по Афганистану в рамках различных международных организаций, в первую очередь ОДКБ и ШОС. Мы выступаем за взаимодействие по Афганистану в любом формате с основными региональными державами (Иран, Индия, Китай и Пакистан) и государствами Центральной Азии. Мы открыты для сотрудничества с теми внерегиональными игроками, которые искренне заинтересованы в обеспечении стабильности в Афганистане и регионе Центральной Азии, а не пытаются установить над этой страной собственный контроль.