25 марта 2016, 16:50

Спецпредставитель президента РФ: ситуация в Афганистане оценивается как крайне напряженная

Замир Кабулов. AP Photo/ Muhammad Shoaib Amin
Замир Кабулов
Обстановка в Афганистане существенно затрудняет налаживание полноценного сотрудничества Кабула с зарубежными странами в экономической сфере, считает Замир Кабулов

Кардинального улучшения обстановки в Афганистане не предвидится. Вместе с тем у России есть неплохие перспективы для активизации внешнеторгового диалога с этой страной. Такое мнение выразил в интервью ТАСС специальный представитель президента России по Афганистану, директор второго департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов. 

- В начале марта в Кабуле состоялось 3-е заседание Российско-Афганской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Каковы, на ваш взгляд, наиболее перспективные направления развития сотрудничества между Россией и Афганистаном? Что можно сказать о товарообороте между двумя странами, его объеме и структуре?

- Действительно, в первых числах марта в Кабуле прошло третье заседание Российско-Афганской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК), в ходе которого было обсуждено нынешнее состояние двусторонних связей в экономической сфере и намечены перспективы их дальнейшего развития в целом ряде отраслей.

Отмечено развитие договорно-правовой базы сотрудничества наших стран. Так, на сегодняшний день завершена итоговая сверка документов по Соглашению об урегулировании финансовой задолженности Афганистана перед Российской Федерацией в рамках Парижского клуба кредиторов. Надеемся, в самом скором времени будет подписан меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области высшего образования и науки между министерствами образования наших государств.

Прошедшее заседание межправкомиссии ознаменовалось проведением первых заседаний отраслевых рабочих групп по энергетике, транспорту и образованию.

Приоритетной сферой российско-афганского сотрудничества остается электроэнергетика. В декабре 2015 г. ООО "Интер РАО – Инжиниринг" подписало контракт с Национальной энергетической компанией "Брешна" на реконструкцию и ремонт двух гидроагрегатов ГЭС "Наглу" при финансировании за счет средств Всемирного Банка. Также эта компания планирует участвовать в проектах по строительству и модернизации ряда других ГЭС и ТЭС в Афганистане.

Помимо этого есть планы по организации поставок нефтепродуктов объемом до 1,5 млн. тонн в год, реконструкции дорожной инфраструктуры, поставкам российских троллейбусов для городов Кабул и Мазари-Шариф.

Россия заинтересована в поставках афганской сельхозпродукции

В то же время, определенную обеспокоенность вызывает существенное снижение объема взаимного товарооборота, по итогам 2015 г. сократившегося более чем в 6 раз по сравнению с показателями 2014 г. Резкое падение товарооборота в 2015 г. связано со снижением поставок из России летательных аппаратов и запасных частей к ним, нефтепродуктов, а также продукции российской металлургии. Будем надеяться, что прошедшее заседание межправкомиссии придаст новый импульс развитию взаимовыгодной торговли и позволит восстановить, а затем – и превзойти достигнутые ранее объемы товарооборота. Ожидаем роста российского экспорта нефтепродуктов, лесоматериалов, продуктов питания в Афганистан. Россия, в свою очередь, заинтересована в поставках афганской сельхозпродукции, в первую очередь, фруктов и сухофруктов. Необходимо отметить, что поставки афганских товаров в Россию осуществляются на условиях нулевой ставки ввозной таможенной пошлины.

- Сообщалось о возможном проведении силами российских специалистов геологоразведочных работ на севере Афганистана. Насколько реальны планы по проведению таких работ?

- Есть перспективные проекты по разведке нефтегазовых месторождений на территории Афганистана, в которых могут принять участие российские компании.

Фактор безопасности продолжает играть решающую роль

Однако эти месторождения находятся в сельской местности, и значительная их часть контролируется группировками оппозиции. Так что фактор безопасности продолжает играть решающую роль при определении перспективности проектов разработки полезных ископаемых в Афганистане. Кроме того, немаловажную роль в реализации таких проектов будет играть способность афганской стороны обеспечивать финансирование участия российских компаний.

- В случае обнаружения в Афганистане нефтегазовых месторождений российские компании, возможно, захотят участвовать в их освоении. Существуют ли в настоящее время возможности для налаживания цивилизованного диалога между представителями российского бизнеса и афганской стороной? Как обстоят дела с защитой инвестиций? Нет ли у легальных афганских бизнесменов планов выхода на российский рынок, и что они могут предложить?

- Российские компании заинтересованы участвовать в проектах по геологоразведке и добыче углеводородов на территории Афганистана.

У российских компаний есть планы не только по добыче, но и по переработке добываемого сырья

Есть планы не только по добыче, но и переработке добываемого сырья, что может стать возможным в случае реализации предлагаемого одной из российских компаний проекта по строительству нефтеперерабатывающего завода в провинции Джаузджан. Органичным его дополнением может стать создание совместными усилиями российских и афганских компаний инфраструктуры по хранению, транзиту и даже экспорту нефтепродуктов из Афганистана.

Что же касается защиты инвестиций, то нормативное его оформление должно быть завершено подписанием межправительственного Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, находящегося сейчас на финальной стадии согласования.

- Для налаживания полноценного сотрудничества в экономической и других сферах необходимо наличие внутриполитической стабильности и гарантий безопасности для иностранных партнеров. Как с этим обстоят дела в Афганистане? Есть ли прогресс в урегулировании кризиса? Насколько сильны внутренние противоречия и велика угроза со стороны террористических группировок, включая "Исламское государство"? Сохраняется ли напряженность на границе Афганистана со странами СНГ?

- На данный момент обстановка в Афганистане оценивается как крайне напряженная, нестабильная и перспективы ее кардинального улучшения не просматриваются. В большинстве провинций страны имеются районы с высоким и чрезвычайным уровнем угрозы безопасности.

О группировке Талибан

"Талибан" - радикальное исламистское движение, действующее в Афганистане и Пакистане. Его деятельность признана террористической и запрещена на территории РФ решением Верховного Суда от 14 февраля 2003 года на основании представления Генпрокуратуры на основании материалов ФСБ

Боевики движения "Талибан" (ДТ) все чаще действуют крупными силами, вступая в прямые боестолкновения с правительственными войсками, захватывают целые уезды, интенсифицируют теракты в крупных административных центрах, включая Кабул. В этом году фактически отсутствовал период традиционного "зимнего затишья" и боевые действия безостановочно ведутся на севере и юге Афганистана. С наступлением весны ожидается существенная активизация боевой активности вооруженной оппозиции на всей территории страны. Фактически, эта фаза уже началась.

Ситуация с безопасностью в северных провинциях ИРА стремительно деградирует. Боевики закрепляются на территориях и в населенных пунктах, граничащих с Туркменистаном и Таджикистаном, что, естественно,  вызывает напряженность по обе стороны границы. 

С лета 2014 года отмечается появление и устойчивый рост активности в Афганистане "Исламского государства" (ИГ). Сегодня численность группировки, по оценочным данным, составляет уже порядка 10 тыс. человек. В силу привлекательности для части афганской молодежи лозунгов ИГ и щедрого финансового обеспечения группировки, нельзя исключать в обозримой перспективе еще большего роста числа игиловцев в стране и существенного возрастания их террористической активности.

ОБ ИСЛАМСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

"Исламское государство" (ИГ) - исламистская террористическая организация, действующая на территории Ирака и Сирии. Создана 15 октября 2006 года в результате слияния 11 радикальных суннитских формирований. "Костяк" группировки формируют боевики, сражавшиеся с американскими войсками в период их пребывания в Ираке и с силами правительства Башара Асада в Сирии.

ИГ признано террористической организацией в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Турции, Египте, ОАЭ, Индии, Индонезии, а также в России (с 29 декабря 2014 года).

Террористическая организация "Исламское государство". Досье

В этих условиях попытки афганского правительства, поддерживаемые международным сообществом, наладить с движением "Талибан" мирный диалог, пока остаются безрезультатными. Дополнительными факторами нестабильности являются имеющиеся противоречия между ДТ и ИГ, а также раскол внутри самого ДТ.

Такая обстановка в Афганистане существенно затрудняет налаживание полноценного сотрудничества Кабула с зарубежными странами в экономической сфере. Имеется достаточное количество примеров того, как уже подписанные контракты о реализации того или иного значимого проекта остаются фактически замороженными по причине отсутствия надежных гарантий безопасности для иностранных партнеров.

- Осуществляется ли военно-техническое сотрудничество с Афганистаном с учетом объективной необходимости оказания содействия афганским властям в борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом? Есть ли ограничения для такого сотрудничества?

- Военно-политическое руководство Афганистана после взятия на себя ответственности за состояние безопасности в стране предпринимает шаги по укреплению национальных вооруженных сил. С учетом положительного практического опыта использования афганцами российского (советского) вооружения и военной техники Кабул заинтересован в развитии военно-технического сотрудничества с нашей страной. Можно с уверенностью сказать, что продукция российского ВПК по-прежнему остается востребованной на афганском рынке вооружений. С нашей стороны нет никаких ограничений на развитие сотрудничества с Афганистаном в военно-технической сфере.

Между тем практическая реализация отмеченной заинтересованности афганцев и российской готовности к сотрудничеству упирается в ряд препятствий. Основное из них - фактический запрет со стороны зарубежных финансовых доноров правительства ИРА, в первую очередь США, расходовать предоставляемые Кабулу средства на приобретение в России необходимого вооружения и военной техники. Собственных же средств на закупку вооружения в национальном бюджете ИРА сегодня нет. Хочу напомнить, что до введения Вашингтоном подобных запретов Россия в рамках заключенного с Пентагоном контракта поставила в течение 2012-2014 гг. для афганских национальных сил безопасности 63 военно-транспортных вертолетов МИ-17В-5.

В этих условиях речь сегодня может идти главным образом об оказании Российской Федерацией Афганистану безвозмездной военно-технической помощи. В качестве примера упомяну о крупной партии стрелкового оружия, поставленной нашей страной в Кабул в феврале с.г. Ранее российская сторона дала согласие на реэкспорт из Республики Индии в ИРА 4 транспортно-боевых вертолетов Ми-25. Все последние годы в военно-учебных заведениях Минобороны России на безвозмездной основе осуществляется подготовка афганских военнослужащих.

В настоящее время на завершающей стадии находится процесс подписания российско-афганского документа, который обеспечит нормативно-правовую базу оказания Москвой Афганистану военно-технической помощи Кабулу. С его подписанием наши специалисты совместно с афганскими партнерами оперативно рассмотрят практические варианты взаимодействия в военной области.

- Как вы оцениваете эффективность переговоров между Афганистаном, США, Пакистаном и Китаем? Можно ли добиться урегулирования афганской проблемы в таком формате? Почему к этим переговорам не была приглашена Россия, и остались в стороне такие ключевые региональные игроки, как Иран и Индия? Обсуждался этот вопрос в ходе вашей встречи со спецпредставителем МИД КНР по Афганистану?

- Заявленная цель так называемой четырехсторонней координационной группы (Афганистан, Китай, Пакистан и США) - организация прямых переговоров между правительством в Кабуле и руководством Движения талибов. После проведения в течение двух месяцев четырех раундов переговоров и скрупулезной выработки "дорожной карты", талибы попросту отвергли эти предложения. Это по поводу эффективности.

Мы неоднократно заявляли и четко придерживаемся той позиции, что усилия по примирению должны предприниматься самими афганцами под руководством властей в Кабуле. Полагаем, что правительство Афганистана вправе приглашать те страны, которые оно посчитает необходимым. Что касается нашего участия, то я уже говорил, что мы никому не навязываемся, а формат "четверки" с самого начала считали бесперспективным.

У меня установлены хорошие рабочие и товарищеские отношения с моим коллегой, спецпредставителем МИД КНР по Афганистану Дэн Сицзюнем. В ходе нашей последней встречи в Москве 15 марта с.г. мы обсудили весь комплекс афганских проблем и, естественно, говорили о возможных путях и формах скорейшего восстановления мира в Афганистане. Россия заинтересована в тесном сотрудничестве с КНР по афганским делам. И мне кажется, что это взаимно.

- На днях в Вене завершила работу сессия Комиссии ООН по наркотическим средствам. Что можно сказать об эффективности предпринимаемых в Афганистане внутренних и международных усилий на антинаркотическом направлении?

- Ситуация в сфере незаконного оборота наркотиков в Афганистане остается одной из самых острых проблем и, к сожалению, в последнее время существенных изменений не претерпела. Определенные оптимистичные заявления СМИ о значительном снижении производства опия в Афганистане не отображают реальное положение дел. Наркотики, производимые в огромном количестве в Афганистане, по-прежнему несут серьезную угрозу стабильности в этой стране, окружающему региону и миру в целом. Стоит напомнить, что, помимо своей природной вредоносности, наркопроизводство обеспечивает существенную финансовую "подпитку" терроризма.

Наркотики по-прежнему несут серьезную угрозу стабильности в Афганистане

Афганские власти уделяют много внимания и предпринимают определенные усилия по борьбе с наркопроизводством и транспортировкой опия. Однако эффективность этих действий пока не дает результатов. Во многом это связано с общей нестабильной обстановкой в Афганистане, недостаточной подготовкой афганских наркополицейских и коррумпированностью на местах. 

При этом реализуемые в Афганистане западные антинаркотические проекты и стратегии, как свидетельствует статистика, тоже пока недостаточно эффективны и, как иногда кажется, носят показушный характер. Имею в виду заявление генерального инспектора США по восстановлению Афганистана Джона Сопко об отсутствии видимых результатов в борьбе с наркотиками в Афганистане, невзирая на выделенные за 15 лет 8,4 млрд долларов. Как известно, производство опиума и число наркозависимых за этот период только выросли.

Повторюсь, что сегодня, безусловно, необходимо более плотное сопряжение усилий всех стран, в первую очередь, соседних государств, в борьбе с афганскими наркотиками, как в Афганистане, так и за его пределами.

- От российских политиков нередко можно слышать о том, что в Афганистане и в целом в Центральной Азии традиционно сильны российские интересы. В чем заключаются эти интересы, и как мы их отстаиваем, или намерены отстаивать?

- Интерес России в Афганистане определяется очень просто. Мы за то, чтобы Исламская Республика Афганистан являлась независимым, нейтральным, стабильным государством, с территории которого не исходит угроза безопасности России и нашим союзникам в Центральной Азии.

Можно упомянуть и отдельные конкретные аспекты российских интересов в Афганистане.  В сфере политики это необходимость сохранения регионального баланса и обеспечение нейтрального статуса Афганистана, в том числе ограничение влияния внерегиональных государств на внутреннюю политику страны.  Интересы в сфере экономики опираются в основном на развитие транзитных проектов и доступ к перспективным рынкам. Мы заинтересованы в закреплении и дальнейшем развитии экономического сотрудничества с Афганистаном. В области безопасности основной наш интерес – совместная борьба с террористической и наркотической угрозами.

Отстаивать собственные интересы мы намерены путем развития с правительством ИРА двустороннего сотрудничества в различных сферах. Мы также готовы к сотрудничеству по Афганистану в рамках различных международных организаций, в первую очередь ОДКБ и ШОС. Мы выступаем за взаимодействие по Афганистану в любом формате с основными региональными державами (Иран, Индия, Китай и Пакистан) и государствами Центральной Азии. Мы открыты для сотрудничества с теми внерегиональными игроками, которые искренне заинтересованы в обеспечении стабильности в Афганистане и регионе Центральной Азии, а не пытаются установить над этой страной собственный контроль.