Все новости

ГД списала 95% долга Узбекистану в обмен на отказ от претензий на долю в Алмазном фонде

Задолженность Узбекистана составила по состоянию на 1 ноября 2014 года $889,3 млн

МОСКВА, 25 марта. /ТАСС/. Госдума ратифицировала межправительственное соглашение России и Узбекистана об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств.

Документ, подписанный 10 декабря 2014 года, предполагает отказ от имеющихся между сторонами претензий, возникших по операциям бывшего СССР и в связи с его распадом, а также по кредитам, предоставленным Россией Узбекистану в 1992-1993 годах.

Суть соглашения

Как говорится в пояснительной записке, по данным российской стороны, задолженность Узбекистана составила по состоянию на 1 ноября 2014 года $889,3 млн, в том числе по основному долгу - $500,6 млн, по процентам - $388,7 млн. Вся задолженность просрочена.

Правительство Узбекистана признавало только часть задолженности в сумме $43,1 млн, выдвигая встречные финансовые претензии, в частности, на долю в Алмазном фонде бывшего СССР, которые оценивались узбекистанской стороной в $1-2 млрд.

Согласно соглашению, предусматривается урегулирование взаимных финансовых требований сторон на условиях "отказа российской и узбекской сторон от всех претензий, возникших по операциям бывшего СССР, в связи с распадом бывшего СССР, а также по кредитам, предоставленным Узбекистану в 1992-1993 годах". Однако за Узбекистаном сохраняется обязательство по выплате $25 млн единовременным платежом в течении 30 дней после вступления соглашения в силу.

Сложный компромисс

Для обеих договаривающихся сторон подписание соглашения явилось сложным компромиссом, подчеркивается в сопроводительных документах. "Для официального Ташкента уступка заключается в фактическом признании обязательств по всем ранее полученным кредитам. Кроме того, после долгого периода колебаний узбекская сторона снимает претензии по Алмазному фонду бывшего СССР и так называемому "внутреннему валютному долгу" бывшего СССР. Важнейшей уступкой российской стороны является предоставление республике значительного облегчения долгового бремени, составляющего 95% суммы основного долга", - говорится в пояснительной записке.

Вместе с тем, там же отмечается, что "сумма списываемого Россией долга в целом соответствует практике последних лет, когда были аннулированы сопоставимые по масштабам суммы требований, например, к Монголии (97,8%), КНДР (90%), Кубе (90%), причем в последних двух случаях остаток задолженности используется для проведения операций "долг в обмен на помощь".

Значение соглашения

Как пояснил глава комитета Леонид Слуцкий, с подписанием и вступлением в силу данного соглашения "снимаются многие вопросы, долгое время препятствовавшие нормализации финансовых отношений между Россией и Узбекистаном". "Кроме того, ратификация соглашения будет иметь серьезное политическое значение для развития двусторонних отношений. Узбекистан непростой для РФ партнер - это одна из стран бывшего СССР, где присутствие России весьма и весьма дозировано, а русскоязычное пространство сокращено до предела. Вместе с тем, в этом государстве проживает миллион наших соотечественников", - указал Слуцкий.