Cенатор о решении ЕСПЧ: преступники не должны участвовать в избирательном процессе
Алексей Александров отметил, что требования Конституции РФ запрещают преступникам, находящимся в местах лишения свободы, участвовать в избирательном процессе
МОСКВА, 31 марта. /ТАСС/. Преступники не должны участвовать в избирательном процессе, считает первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, полномочный представитель СФ в Конституционном суде Алексей Александров. Заявление сенатора распространила пресс-служба верхней палаты.
Александров принял участие в слушании в Конституционном суде (КС) дела о возможности исполнения постановления Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) от 4 июля 2013 года по жалобам "Анчугов и Гладков против Российской Федерации" в связи с запросом Министерства юстиции РФ. На мероприятии обсуждался вопрос исполнимости противоречащего Конституции РФ решения ЕСПЧ о введении в России права голоса для заключенных.
Сенатор отметил, что требования Конституции РФ запрещают преступникам, находящимся в местах лишения свободы, участвовать в избирательном процессе. "Статья 32 Конституции России говорит о формировании власти в Российской Федерации, и в данном случае речь идет о таких важных понятиях, как власть и преступность", - сказал он, добавив, что исходя из требований п. 3 указанной статьи, Основной закон категорически запрещает участвовать в избирательном процессе преступникам, находящимся в местах лишения свободы. "Участие преступника, находящегося в местах лишения свободы, в формировании органов государственной власти является весьма спорным и проблематичным", - заключил сенатор.
Анчугов и Гладков пытались оспорить это в тяжбах с избирательными комиссиями, а также путем обращения в КС РФ. Не добившись своего, в 2004 и 2005 годах соответственно они обратились в Страсбургский суд. Позднее заявления в ЕСПЧ дополнялись данными о новых выборах, в которых заявители по-прежнему не могли принимать участие.
В июле 2013 года ЕСПЧ единогласно принял постановление, в котором утверждал, что "имело место нарушение требований статьи 3 Протокола N 1 к Конвенции (о защите прав человека)", которая воплощает право гражданина влиять на состав законодательной власти. Он также постановил, что "установление факта нарушения Конвенции само по себе являлось бы в настоящем деле достаточной справедливой компенсацией любого морального вреда, который был причинен заявителям", и отклонил требования заявителей о "справедливой компенсации", хотя те хотели получить €30 тысяч и €20 тысяч соответственно.
Правовая позиция РФ
Летом 2015 года КС РФ рассмотрел обращение депутатов Госдумы от всех фракций с просьбой разъяснить, в какой части решения ЕСПЧ могут быть применимы на территории РФ, если они касаются конституционных норм и решений КС РФ. Запрос касался решений ЕСПЧ по жалобам "Анчугов и Гладков против России" и "ОАО "НК "ЮКОС" против России".
14 июля прошлого года КС вынес постановление, согласно которому ни Конвенция о защите прав человека и основных свобод, ни основанные на ней правовые позиции ЕСПЧ, содержащие оценки национального законодательства, не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции. В случаях, когда постановление Европейского суда основано на толковании положений Конвенции, приводящем к их противоречию Конституции России, такое постановление не может быть исполнено.
Позднее в Минюсте России сообщили, что "дальнейшие действия Минюста России, связанные с вынесенными ЕСПЧ постановлениями по жалобам "Анчугов и Гладков против России" и "ОАО "НК "ЮКОС" против России", будут осуществляться исходя из сформулированной Конституционным Судом РФ и являющейся обязательной для всех субъектов прав на территории РФ правовой позиции о приоритете Конституции РФ по отношению к актам международных судебных органов".
В декабре 2015 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, согласно которому Конституционному суду РФ разрешается признавать неисполнимыми решения международных судов, в первую очередь, ЕСПЧ, в случае их противоречия российской Конституции.
Роль международного права в российском законодательстве. Досье