29 апреля 2016, 10:03

Отчет о состоянии законодательства в РФ: право не должно заменять мораль и нравственность

Антон Новодережкин/ ТАСС

Оптимальным, по мнению авторов документа, является использование права в системе мер, что предполагает активное участие органов исполнительной власти в решении существующих проблем

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 29 апреля. /ТАСС/. Право не должно заменять мораль и нравственность, его роль нельзя абсолютизировать в системе общественных отношений.

Справка

Ежегодный отчет о состоянии российского законодательства был подготовлен комитетами по конституционному законодательству Госдумы и Совета Федерации. Он содержит порядка 350 страниц.

Впервые такой отчет был представлен 9 декабря 2013 года на торжественном заседании обеих палат Федерального Собрания и Совета законодателей РФ, приуроченном к 20-летию Конституции и парламента РФ. Тогда он был посвящен подведению итогов двух десятилетий законотворческой работы в нашей стране. Одновременно было принято решение о ежегодном характере подобных отчетов для анализа и систематизации норм права.

Это подчеркивается в отчете о состоянии российского законодательства за 2015 год. Текст документа, который будет представлен на заседании Совета законодателей в Санкт-Петербурге, есть в распоряжении ТАСС.

"Роль права не стоит абсолютизировать"

Правовое регулирование в области выполнения задач, поставленных в антикризисном плане на 2015 год, осуществлялось комплексно и системно, этот подход необходимо сохранить и в дальнейшем. Об этом говорится в отчете о состоянии российского законодательства за прошлый год, текст которого есть в распоряжении ТАСС. 

"Праву иногда придается характер универсального антикризисного инструмента. Но очевидно, что роль права не стоит абсолютизировать, поскольку оно не может заменить мораль, нравственность и другие регуляторы общественных отношений", - отмечается в отчете.

Там же указывается, что в последнее время возрастает число нормативно-правовых актов, по сути, закрепляющих специальный режим регулирования отдельных общественных отношений или статус конкретных субъектов, "что нарушает природу права в смысле "равного масштаба".

Оптимальным же, по мнению авторов документа, является использование права в системе мер, что предполагает активное участие органов исполнительной власти в решении существующих проблем. "Такие меры могут избавить законодательный процесс от бессистемности и попыток беспорядочного внесения законопроектов, имеющих разные приоритеты, сделать его более эффективным, стабильным и предсказуемым, что в свою очередь должно способствовать повышению качества правоприменения, направленного на повышение качества жизни граждан", - подчеркивается в отчете.

Прогнозирование через "познание будущего состояния государства и права"

Авторы также отмечают, что стоит особое внимание уделять законодательному прогнозированию через "познание будущего состояния государства и права". "Законодательное прогнозирование должно выражаться через четкое формулирование фундаментальных целей, для достижения которых принимаются и действуют законы", - говорится в документе.

Анализ антикризисного законодательства РФ входит в первый, один из наиболее объемных разделов отчета. Его структура построена на перечне тех направлений антикризисного плана, которые стали предметом правового регулирования "с учетом поставленных руководством страны задач, особенностей экономического развития в условиях экономических санкций, меняющейся международной политики". В отчете подробно рассмотрены изменения, которые претерпело законодательство в области развития малого и среднего бизнеса, в сфере финансовых рынков и банковской деятельности, налоговой политики, бюджетное законодательство, а также законодательные акты в области противодействия коррупции, импортозамещения.

Системность законодательного обеспечения антикризисных мер в РФ должна сохраниться

Авторы документа считают, что правовое регулирование по направлениям, определенным в антикризисном плане на 2015 год как приоритетные, "обеспечивалось не столько точечным реагированием, сколько общим комплексным подходом".

В результате внесения в законодательство изменений, продиктованных в том числе необходимостью реагирования на особенности развития экономики в условиях санкций, была "реализована большая часть приоритетов антикризисной политики, таких как законодательное определение мер по избавлению бизнеса от излишнего контроля и надзора, введение льготных налоговых режимов для малого бизнеса, администрирование капиталов, возвращенных в Россию, создание условий, способствующих импортозамещению", отмечают авторы документа.

"Системность в обеспечении решения антикризисных задач должна сохраниться и в дальнейшем, но без утраты способности обеспечивать национальные приоритеты и оперативно учитывать динамику изменений в международной политике", - заключают законодатели.

В РФ сложилась целостная система защиты прав человека 

В России сложилась целостная система защиты прав человека и его свобод. Это подчеркивается в докладе о состоянии российского законодательства за 2015 год. 

Авторы отчета отмечают, что "наличие сильных национальных институтов, направленных на обеспечение прав и свобод человека, является основой защиты прав человека". "Можно констатировать, что в РФ сформировалась целостная система защиты прав человека и его основных свобод, свойством которой является сочетание императивных и диспозитивных норм", - указывается в документе.

Опираясь на анализ реализации международных договоров РФ в области обеспечения и защиты прав человека, составители отчета приходят к выводу, что "основной тенденцией является практически полная имплементация РФ всех основных международных договоров в области прав и свобод человека и гражданина".

"Выработанное на их основе внутригосударственное правовое регулирование составляет фундамент правовой системы и отличается высокой степенью стабильности его основных институтов, что представляет собой образец в развитии законодательного регулирования для других отраслей права, характеризующихся более частым изменением основных законодательных актов", - подчеркивается в отчете.

В России сложилась целостная система защиты прав человека 

Сфера гуманитарной интеграции российских соотечественников, проживающих в странах СНГ, нуждается в кардинальных изменениях, необходимо создать специализированный медиахолдинг для информирования о происходящем в РФ. 

"Сфера гуманитарной интеграции нуждается в кардинальных изменениях в том, что касается межправительственных организаций и организаций российских соотечественников, создания российских культурных центров, выделения грантов на обучение молодежи как в России, так и в странах Содружества, поддержки и защиты интересов российских деловых кругов", - указывается в отчете. "Необходимо добиваться того, чтобы евразийская интеграция стала проектом самих народов наших стран, гражданских обществ", - уверены его составители.

Они также отмечают, что в целом "задачи поддержки и консолидации Русского мира, содействие полноценной реализации и адекватному обеспечению прав и свобод соотечественников в странах проживания на основе соблюдения норм международного права, сохранение и развитие всесторонних связей РФ с соотечественниками, а также их организациями" являются для российских парламентариев приоритетными.

Законодатели признают, что имеет место тенденция "сжатия русского культурно-языкового пространства в странах ближнего зарубежья, прежде всего вследствие уменьшения времени вещания российских телеканалов или его полной отмены". "В результате соотечественники лишаются возможности оперативного получения информации о жизни в России и ее политике", что "дает широкие возможности противникам и конкурентам России манипулировать общественным мнением в среде соотечественников", сетуют они.

Для устранения таких проблем составители отчета предлагают в том числе "создать специализированный медиахолдинг для соотечественников, который включал бы в себя телеканал, радиостанцию, печатные издания, издательские дома и интернет-ресурс". "Для поддержки этого медиахолдинга следует подключить крупнейшие российские бизнес-структуры, для которых он мог бы стать дополнительным инструментом продвижения их коммерческих интересов", - уточняют они.