Чуркин объяснил СБ ООН важность идеи РФ о разработке конвенции по борьбе с химтерроризмом

Постпред обратил внимание на неоднократно поступавшие сообщения о применении боевиками ИГ и другими группировками "промышленных химикатов или даже боевых отравляющих веществ"

ООН, 23 августа. /Корр. ТАСС Олег Зеленин/. Появление у боевиков террористической группировки "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ) возможностей для самостоятельного производства химического оружия подчеркивает своевременность российской инициативы о разработке международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма. Об этом заявил во вторник постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин, выступая на заседании Совета Безопасности всемирной организации.

Он обратил внимание на неоднократно поступавшие сообщения о применении боевиками ИГ и другими группировками "промышленных химикатов или даже боевых отравляющих веществ". "Есть сведения о доступе террористов к технологиям и инфраструктуре по созданию химоружия", - отметил дипломат. "Появление у ИГИЛ промышленных мощностей производства химоружия, опасность его расползания по всему региону Ближнего Востока - весомый аргумент в пользу своевременности российской инициативы о разработке международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма", - подчеркнул он.

По его словам, "угроза химического и биологического терроризма приобретает все более масштабный трансграничный характер", а острота задачи усиления борьбы с актами терроризма настолько высока, что резолюции Совета Безопасности ООН 1540, нацеленной на недопущение попадания ядерного, химического и биологического оружия в руки негосударственных субъектов, уже недостаточно. "Очевидно, что классическое понимание контроля над вооружениями, разоружения и нерастространения постепенно размывается. По сути эта сфера приобретает нового субъекта и у нее появляется дополнительное измерение - антитеррористическое", - указал постпред РФ.

Предложение России

Как напомнил Виталий Чуркин, Россия выступила с инициативой разработки конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма в марте этого года на проходившей в Женеве Конференции ООН по разоружению. Дипломат высказал мнение, что конвенция "могла бы вобрать в себя наработки, одобренные в последние годы международным сообществом". "В частности, в ней необходимо зафиксировать положение о криминализации деяний, подпадающих под ее сферу действия, определение юрисдикций, надлежащий уровень правового реагирования, реализацию принципа "или выдай или суди" и так далее", - отметил дипломат.

СБ ООН проводит сегодня открытые дебаты по вопросу недопущения попадания оружия массового уничтожения в руки негосударственных субъектов. По словам Виталия Чуркина, архитектура глобального нераспространения в настоящий момент опирается на три составляющие: Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), Конвенцию о запрещении химического оружия и Конвенцию о запрещении биологического и токсинного оружия. "Российская Федерация принимает активное участие во всех из них", - сказал дипломат.

Он отметил, что еще одну основу режима нераспространения составляет резолюция Совбеза 1540, обзор выполнения которой проводится в настоящее время. В частности, члены СБ обсуждают предложения по значительному усилению контртеррористического компонента резолюции, к чему скептически относится Россия. Постпред РФ высказал мнение, что дискуссии необходимо продолжать "без искусственного форсирования", а совершенствовать резолюцию следует в рамках текущего мандата, "который вряд ли стоит радикально перестраивать".