"Девственный лес тайги и люди одного поколения": как Путин и Абэ перешли на "ты"
Эксперты и политики отмечают, что Москва и Токио смогли преодолеть застой в двусторонних отношениях
"Владимир, мы с тобой люди одного поколения. Давай проявим смелость, возьмем на себя ответственность, преодолеем трудности и оставим будущим поколениям мир, где Россия и Япония раскроют свой мощный потенциал. Давай поставим точку в ненормальной ситуации, которая длится уже более 70 лет, и вместе начнем новую эпоху российско-японских отношений, которая продлится еще 70 лет", — с такими словами обратился к президенту России Владимиру Путину премьер-министр Японии Синдзо Абэ в ходе пленарного заседания Восточного экономического форума.
Ненормальная ситуация — это отсутствие мирного договора по итогам Второй мировой войны между странами, которые развивают тесное экономическое сотрудничество. Япония занимает седьмое место среди торговых партнеров России, в том числе седьмое по экспорту и пятое по импорту (доля в российском товарообороте — 4,1%). Казалось бы, мирный договор только формальность, но эксперты отмечают, что если бы все технические вопросы были решены, то стороны избежали бы ненужных трений и бизнесмены двух стран могли бы сотрудничать еще теснее.
Выступление Абэ было настолько личным и эмоциональным, что казалось — еще минута и он объявит о подписании мирного договора. И это уже давно было бы сделано, если бы не внутриполитические причины, важные как для российского, так и для японского лидера.
Мы стоим здесь — у каждого за плечами своя позиция по отношению к истории. Как руководитель Японии, я убежден в правильности позиции Японии. Так же, как и ты, как руководитель России, уверен в правильности позиции России. Но если продолжать в том же ключе, мы можем вести такие дебаты десятилетиями. И если оставить все как есть, то ни ты, ни я не сможем предоставить лучшие возможности грядущим поколениям
Путин ответил Абэ фактически теми же словами.
"Синдзо, с которым у нас очень добрые и доверительные отношения сложились, сказал, что у нас свое видение, у японской стороны свое видение и каждый из нас смотрит через призму своих национальных интересов на эту проблему. Но все мы едины в одном: проблему нужно решить", — сказал российский лидер.
Переговоры о выработке договора идут уже более полувека. Основным препятствием к подписанию соглашения является вопрос о принадлежности Южных Курил.
На форуме во Владивостоке, где в центре внимания были интеграционные процессы на Дальнем Востоке, открытие границ для бизнеса и инвестиций, отсутствие мирного договора особенно бросается в глаза. Как говорить о создании азиатского энергетического суперкольца, которое должно связать Россию, Японию, Китай и Южную Корею, о создании транспортных коридоров, когда территориальная проблема остается нерешенной? Такие проекты не могут держаться на добрых личных отношениях, сложившихся между Путиным и Абэ. Есть и еще один момент: у Японии исторически непростые отношения с Южной Кореей и Китаем, Токио не популярен в собственном регионе и не может отгораживаться от России. Все это означает, что компромисс должен быть найден. Абэ хочется войти в историю как человек, закрывший территориальный вопрос. Решить эту проблему не против и Россия.
Накануне саммита в интервью Bloomberg Путин назвал ключевой проблему заключения мирного договора с Японией.
Мы не торгуем территориями, хотя проблема заключения мирного договора с Японией является, конечно, ключевой и нам бы очень хотелось с нашими японскими друзьями найти решение этой проблемы
Тогда же он напомнил, что несколько лет назад японская сторона попросила руководство РФ вернуться к обсуждению этой темы, и в Москве пошли навстречу.
"За предыдущие пару лет не по нашей инициативе, а по инициативе японской стороны фактически эти контакты были заморожены. Но сейчас наши партнеры проявляют желание вернуться к обсуждению этой темы. Речь не идет о каком-то обмене, о каких-то продажах, речь идет о поиске решения, при котором ни одна из сторон не будет чувствовать себя внакладе, ни одна из сторон не будет чувствовать себя ни побежденной, ни проигравшей", — подчеркнул Путин.
Перешли на "ты"
Переговоры о будущем мирном договоре российский и японский лидеры смогут продолжить в ноябре на саммите АТЭС в Перу, а также в ходе визита Путина в Японию в декабре.
"Мы договорились провести встречу в префектуре Ямагути 15 декабря. Я хотел бы провести диалог по проблеме заключения мирного договора в тихой, спокойной атмосфере", — сказал Абэ по итогам двусторонней встречи с Путиным.
Как заявил ТАСС источник в японском правительстве, Абэ очень доволен своим визитом в Россию, поскольку в его ходе удалось достичь главной цели — назначить дату визита президента РФ в Японию. "Он очень рад и доволен. Самой большой целью для него было договориться о визите Путина в Японию. Установить точную дату визита было очень важно", — пояснил он.
Источник также сообщил, что на протяжении 55 минут Абэ и Путин вели беседу один на один. "Никто, конечно, не знает, о чем именно они говорили, — отметил он, — но важным показателем является то, что они перешли на «ты». Так же, как и в русском, в японском есть разница", — подчеркнул он.
Примечательно, что визит Абэ во Владивосток — уже четвертая его поездка в Россию с 2013 года, когда он стал первым японским премьером, посетившим Россию за десять лет. Именно тогда стороны возобновили переговоры о территориальной проблеме. Путин был в Японии в 2000, 2005 и 2009 годах (последний визит в качестве премьер-министра).
Долгосрочные планы
О серьезных планах на будущее со стороны Токио говорит и предложение Абэ Путину ежегодно встречаться во Владивостоке и проверять, как реализуются восемь пунктов плана двустороннего сотрудничества, о котором два политика договорились в ходе визита японского премьера в Сочи в мае 2016 года.
План подразумевает развитие отношений Японии и России в области энергетики, малого и среднего бизнеса, продвижения индустриализации Дальнего Востока и расширения экспортной базы. Кроме того, в него входит предложение укреплять взаимодействие в сфере передовых технологий, включая атомную энергетику, гуманитарных обменов. Отдельный пункт касается сотрудничества с целью увеличения средней продолжительности жизни жителей России, в том числе за счет создания системы медицинских центров здоровья и долголетия для пожилых.
Во Владивостоке Абэ напомнил: один из этих пунктов — градостроительство с целью создания городской среды, обеспечивающей удобную жизнь. "Не кажется ли вам, что Владивосток — это идеальная модель для реализации этой концепции усилиями наших стран?" — обратился он к участникам форума.
Президент РФ желает вернуть Владивостоку былую славу настоящего международного города. Эта мечта Путина является и моей мечтой. Господин президент, давайте сделаем Владивосток воротами, которые соединят Евразию и Тихий океан
Примечательно, что за день до визита во Владивосток Абэ назначил на новый пост министра, ответственного за развитие экономического сотрудничества с РФ. Им стал Хиросигэ Сэко, который также является министром экономики, торговли и промышленности. "Я специально решил создать новый пост и назначить министра, который должен отвечать за российско-японское экономическое сотрудничество, — подчеркнул Абэ. — Он будет работать полностью для России, для развития экономического сотрудничества с РФ. Таким образом я хочу добиться значительного и наглядного результата".
С российской стороны глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев в беседе с журналистами на полях ВЭФ отметил, что Москва и Токио смогли преодолеть застой в двусторонних отношениях.
"У нас с японцами долгое время не получалось, а теперь стало получаться. Ситуация изменилась после четырех месяцев: еще в апреле мы говорили о том, что с Японией мертвая зона, а сейчас это не так. Я считаю, что это исторический шанс для нас — и стороны это понимают, — для того чтобы восполнить эту мертвую зону и вернуться на позитивный тренд наших отношений", — сказал Улюкаев.
Напомним, что в 2014 году Япония присоединилась к западным санкциям в отношении России. До этого момента на протяжении десяти лет отмечался рост прямых японских инвестиций в РФ. В 2012 году объем накопленных прямых инвестиций составил $2,7 млрд, однако спустя три года этот показатель сократился до $1,3 млрд. Абэ намерен изменить ситуацию. Он понимает, что экономическая заинтересованность друг в друге — единственный путь к мирному договору. Так же, как и мирный договор — единственный шанс на то, что эти отношения будут долгосрочными.
Иногда, приходя в девственный лес тайги, в свете лучей солнца, проникающих сквозь листву, мы могли бы подумать о том, какими могли бы быть отношения между Россией и Японией через двадцать, через тридцать лет