"Серьезнейшая ошибка": почему бойкот выборов - плохая стратегия
Как бойкот оборачивается против тех, кто его организует, — в материале ТАСС
В преддверии выборов в Госдуму от отдельных представителей оппозиции звучат предложения о бойкоте. "Не участвовать в делах тьмы" посоветовал сторонникам лидер карликовой партии "Западный выбор" Константин Боровой. Как бойкот оборачивается против тех, кто его организует, — в материале ТАСС.
Кто такой Бойкотт?
В 1880 году ирландские фермеры-арендаторы и наемные работники устроили демонстративную обструкцию отставному капитану Чарльзу Канингэму Бойкотту. Его земли не просто перестали арендовать и обрабатывать, с Бойкоттом не разговаривали, не здоровались, не садились с ним рядом в церкви и пабе. Почтальон не приносил ему почту, а владельцы продуктовых лавок отказывались обслуживать. Причина была в высокой арендной ставке на землю, условиях труда и скверном характере капитана. "Он относился к нам хуже, чем к своему скоту", — жаловались работники.
Сам Бойкотт в результате бежал из Ирландии в Лондон, а его имя стало нарицательным. Отказ от участия в выборах — своего рода политический бойкот. В академической среде уклонение гражданина от выборных процедур, нежелание голосовать обозначается сложным словом "абсентеизм", происходящим от латинского absentis — "отсутствующий". То есть живой человек в наличии вроде как есть, а в политическом и гражданском измерении он отсутствует. Выбор за него делают другие господа и товарищи.
Большевики и Дума
Одними из первых бойкот выборов стали практиковать радикальные оппозиционеры в дореволюционной России — марксисты и эсеры. Выборы в так называемую Булыгинскую думу (проект был разработан в ведомстве министра внутренних дел Александра Булыгина) не состоялись. Впрочем, причина была не в бойкоте и не в пороках проекта Булыгина, хотя к нему имелись претензии. Страну к осени 1905 года охватила всеобщая стачка, было не до голосования.
17 октября 1905 года Николай II издал исторический манифест, провозглашавший принцип уже не законосовещательного народного представительства, как в случае с "Булыгинской думой", а почти полноценного законодательного. Так появилась первая Дума, выборы в которую прошли в феврале – марте 1906 года.
С манифестом не все было просто. Во-первых, выборы были не прямыми, а многоступенчатыми и проходили через курии выборщиков. Во-вторых, выборы были неравными. Один выборщик представлял 90 тыс. рабочих и 2 тыс. землевладельцев. В-третьих, они не были всеобщими: женщин голосовать не пустили. Тем не менее это был опыт парламентаризма, поучаствовать в котором решили не только провластные, но и оппозиционные партии, в том числе кадеты и меньшевики.
Категорически за бойкот по-прежнему выступал лидер большевиков Владимир Ленин, социал-демократ Лев Троцкий и эсер Владимир Чернов. Стратегия бойкота была не только "пассивной" (не ходить самим и призывать не ходить других), но и "активной" (через срыв избирательных собраний).
И хотя в отдельных местах, например на некоторых участках Северного Кавказа, выборы сорвать удалось, в целом бойкот себя не оправдал. В 1920 году сам Ленин в работе "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" признавал, что бойкот в 1906 году "был ошибкой, хотя и небольшой, легко поправимой". Значительно большим промахом "вождь пролетариата" считал дальнейшее упорствование в этой стратегии: "Ошибкой серьезнейшей и трудно поправимой был бойкот в 1907, 1908 и следующих годах".
"Нельзя бойкотировать законы"
Конечно, Ленин не поменял свой взгляд на природу царской Думы, считал ее ширмой самодержавия. Но по прошествии времени отмечал важный момент: даже если ты решительно не согласен с действующим режимом, с выбранным курсом, но при этом у тебя есть возможность участвовать в таких компромиссных процедурах, как выборы в парламент, то это надо делать. Такое участие открывает новые возможности работы со сторонниками, пусть даже потенциальными. А неучастие их закрывает.
Со своей стороны, член партии конституционных демократов (крупнейшая партия в Думе первого созыва), известный юрист Владимир Кузьмин-Караваев утверждал, что "стремление не сотрудничать с государственной властью отнюдь не устраняет ее существования". "В отношении государственного учреждения бойкот в форме игнорирования его или отказа пользоваться услугами немыслим. Нельзя бойкотировать суд, полицию, казначейство. Нельзя игнорировать законы, которые будут изданы при участии Государственной думы", — писал Кузьмин-Караваев.
10 особенностей на выборах-2016
Когда выбирает меньшинство
Цель бойкота, как правило, не перехватить власть, а снизить ее легитимность, обесценить результаты голосования. Но в результате акт неучастия лишь увеличивает долю голосов за самого популярного кандидата, то есть за правящую партию — естественного конкурента оппозиции.
Смоделируем ситуацию. Допустим, на каком-то избирательном участке должно проголосовать 100 человек. Из них 10 выборы бойкотируют, а за фаворита голосуют 50 человек. В итоге такая партия получит 56% вместо 50%, ведь всего голосовали уже не 100 человек, а только 90. Портить или уносить бюллетени тоже нет никакого смысла. Как и в случае с бойкотом, то есть сознательным неприходом на избирательный участок, "испорченные" и "унесенные" голоса в первую очередь автоматически увеличат долю партии-лидера.
Когда минимальный порог явки отсутствует, как сейчас в России, выбрать за всю страну сможет даже абсолютное меньшинство. История знает такие примеры. В 1983 году состоялись выборы на Ямайке. Оппозиционеры из Народной национальной партии призвали их бойкотировать. Причина была сугубо технической. Лидеры правящей Лейбористской партии публично пообещали обновить парламентские списки, но не успели этого сделать. Голосование прошло при рекордно низкой явке в 3%. В итоге лейбористы получили все 60 депутатских кресел в парламенте и без всяких проблем осталась у власти до 1989 года.
Всегда участвуй
Мэттью Френкель, американский политолог из Брукингского института, одного из влиятельнейших аналитических центров США, провел фундаментальное исследование, в котором проанализировал 171 кампанию электорального бойкота с 1990 по 2010 год. Название работы примечательное — "Угрожай, но участвуй". Ученый пришел к выводу, что сами по себе кампании бойкота никакого эффекта не производят. Напротив, они лишают оппозицию агитационной площадки. Френкель даже отмечал, что для партий и политических сил, которые организуют бойкот, последствия бывают "гибельными" или они "оказываются на долгие годы отделены от органов власти".
Так, ливанские христианские партии бойкотировали выборы в 1992 году, после чего утратили влияние (хотя контролировали до этого треть парламента), уступив полноту власти мусульманам-шиитам, ориентировавшимся на Сирию. Восстановить позиции они смогли только к началу 2000-х годов. Мусульмане-сунниты бойкотировали выборы в Ираке в 2005 году. В результате в стране, где суннитов большинство, их интересы в парламенте представляли всего 17 депутатов из 275. Даже если какая-то партия проигрывала, но при этом активно и ярко в выборах участвовала, избиратель ее помнил. Если устранялась — забывал окончательно.