ООН, 15 октября. /Корр. ТАСС Олег Зеленин/. Предложенная в ООН концепция разработки и принятия юридически обязывающего договора о запрещении ядерного оружия напоминает нонсенс и во многом является политико-пропагандистской акцией. Такое мнение высказал в пятницу журналистам директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Михаил Ульянов, комментируя дискуссии, инициированные неядерными странами в 1-м комитете Генеральной Ассамблеи ООН.
"Совершенно очевидно, что на этой сессии будет принята резолюция (о подготовке договора - прим. корр.), и в следующем году начнутся переговоры о запрещении ядерного оружия. Все это напоминает нонсенс, потому что неядерные страны будут запрещать то, чем не располагают", - заявил Ульянов. Он высказал мнение, что "это во многом это политико-пропагандистская акция", и "никто не просчитывал", какие последствия она будет иметь для Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
По его словам, в этом вопросе Россия и США, также как и другие члены "ядерной пятерки" (Великобритания, Китай и Франция) занимают фактически единую позицию. Глава департамента МИД РФ сообщил, что в проходивших на этой неделе консультациях по проекту резолюции, предложенной Бразилией, Мексикой, ЮАР и другими странами, не участвовала ни одна из стран "пятерки". "В консультациях надо участвовать тогда, когда есть шанс на диалог, на то, что твои аргументы будут слышать, а здесь уже все предопределено, решения все приняты. Разговор становится бессмысленным", - сказал дипломат.
О проекте резолюции
Проект резолюции о запуске переговоров по тексту будущего договора был официально представлен в 1-м комитете Генеральной Ассамблеи на этой неделе. Последняя версия документа, с копией которого удалось ознакомиться ТАСС, предусматривает проведение в 2017 году конференции под эгидой ООН с целью выработки "юридически обязывающего инструмента для запрещения ядерного оружия, который приведет к его полной ликвидации".
Подразумевается, что конференция будет разбита на две сессии - с 27 по 31 марта и с 15 июня по 7 июля. К участию в ней будут допущены "международные организации и представители гражданского общества".
Михаил Ульянов высказал предположение, что "конвенция будет разработана очень быстро, потому что в переговорах примут участие единомышленники". "Поскольку сами они этим оружием не располагают, им будет очень легко все класть на бумагу, согласовывать", - добавил он. По его словам, в отличие от Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), для вступления в силу которого необходима ратификация всеми странам, обладающими ядерным оружием и возможностями для его создания, в случае с новой конвенцией может быть предусмотрена "облегченная схема вступления в силу".