29 января 2017, 00:00,
обновлено 29 января 2017, 14:10

"Со знаком плюс": реакция на первый разговор Путина и Трампа

EPA/ MICHAEL REYNOLDS
Лидеры РФ и США высказались за налаживание реальной координации российских и американских действий с целью разгрома "Исламского государства" и других террористических группировок в Сирии

Владимир Путин и Дональд Трамп провели в субботу, 28 января, первый телефонный разговор. В ходе беседы стороны затронули широкий круг проблем, в том числе координацию действий в борьбе с терроризмом и восстановление торгово-экономических связей, а также условились поддерживать регулярные личные контакты.

Реакция российских политиков - в материале ТАСС.

Вернуть смысл

Телефонный разговор президентов России и США, похоже, вернул смысл и содержание в диалог двух государств. Такое мнение высказал журналистам глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев, комментируя беседу Владимира Путина и Дональда Трампа.

Сенатор отметил, что ранее диалог с Белым домом в какой-то момент утратил смысл, поскольку с американской стороны "раз за разом озвучивались клише и штампы, придуманные администрацией (предыдущего президента США Барака) Обамы и выдававшиеся его командой за истину в последней инстанции".

"Так или иначе, нынешний разговор должен был вернуть в российско-американский диалог содержание и смысл. Судя по всему, это и произошло", - заявил Косачев, подчеркнув, что главы двух стран обсудили широчайший спектр тем и обсудили "практически всю актуальную повестку дня двусторонних отношений".

"Хочется надеяться, что за немногословным перечислением затронутых вопросов - обоюдная, а не только наша заинтересованность выйти на новый формат взаимоотношений - партнерства, а не соперничества", - отметил парламентарий. По его мнению, "это следует из российского официального комментария к разговору, выдержанного в сдержанно позитивной тональности". "При прежнем президенте США такого комментария быть бы уже просто не могло", - заключил он.

Обсуждение совместной борьбы с ИГ - качественный сдвиг

Обсуждение Владимиром Путиным и Дональдом Трампом вопросов координации действий двух стран в борьбе с террористической группировкой "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ) - качественный сдвиг в двусторонних отношениях, считает член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Алексей Пушков.

"Беседа Путина и Трампа оправдала надежды: прошла со знаком плюс, став прологом к личной встрече. Координация в борьбе с ИГ - качественный сдвиг", - написал парламентарий в Twitter.

Главный итог - договоренности по координации действий в борьбе с ИГ

Глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий считает главным итогом беседы лидеров двух стран договоренности по координации действий в борьбе с "Исламским государством".

"Самым главным итогом первого разговора Владимира Путина с Дональдом Трампом, на мой взгляд, стали договоренности по координации усилий по разгрому ИГ. Это то, что, без лишней патетики, ждет от российско-американского взаимодействия  весь здравомыслящий мир", - заявил он сегодня журналистам.

По мнению Слуцкого, дальнейшим шагом должны стать "переговоры по созданию широкой антитеррористической коалиции в Сирии, к формированию которой призывал еще в 2015 году президент РФ Владимир Путин с трибуны Генассамблеи ООН".

Глава комитета также выделил заявления о важности восстановления торгово-экономических связей и сотрудничества между деловыми кругами РФ и США. "Это позитивный сигнал для инвесторов и в общем перспектив налаживания отношения между нашими странами", - заключил он.

Первый шаг к налаживанию отношений между РФ и США

Телефонный разговор президентов России и США является первым шагом к решению проблем, накопившихся в отношениях двух стран. Такое мнение высказал ТАСС первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич.

"Разумеется, телефонный разговор двух президентов не мог решить всех проблем в российско-американских отношениях, которые накапливались годами. Но первый шаг, несомненно, сделан", - сказал сенатор.

По его словам, создается впечатление, что Трамп серьезно настроен на сотрудничество с Россией.

Клинцевич считает очень важным, что президенты в качестве приоритетной задачи выделили объединение усилий двух стран в борьбе с главной угрозой - международным терроризмом. "Если это действительно произойдет, то дни "Исламского государства" в буквальном смысле будут сочтены", - уверен парламентарий.

Вместе с тем он призвал не торопиться с выводами и ждать конкретных шагов со стороны США.

Возможные первые шаги в совместной борьбе с терроризмом

Депутат Госдумы, экс-директор ФСБ Николай Ковалев заявил, что первоочередными шагами при объединении усилий России и США в борьбе с терроризмом в Сирии могут стать обмен разведывательными данными и иной информацией, а также отказ США от поставок оружия сирийской оппозиции.

"Это координация усилий в Сирии, объединение усилий, обмен данными", - сказал Ковалев ТАСС, отвечая на вопрос о том, какие могут быть приняты первоочередные меры в этой области. "Разведки ведь работают во всех регионах, в том числе разведка США, разведка их союзников, которая передает американцам эти сведения", - напомнил депутат, который также является спецпредставителем Парламентской ассамблеи ОБСЕ по борьбе с терроризмом.

"До таких договоренностей между президентами реального обмена данными, в том числе о целях (в Сирии) не было", - продолжил Ковалев, отметив, что американцы категорически отказывались от какого бы то ни было взаимодействия в этой сфере. "В этом была, я бы сказал, нечистоплотная, не совсем корректная позиция Америки, прежде всего администрации Барака Обамы, - сказал политик. - Сейчас ситуация, как она мне видится и как можно спрогнозировать, кардинально изменится".

По мнению Ковалева, президенту США "достаточно дать распоряжение, чтобы все действия по Сирии координировались, в частности, действия вооруженных сил и разведывательного сообщества США координировались с Россией". "На мой взгляд, это был бы очень важный шаг, направленный прежде всего на обмен информацией, перепроверку данных. А это будет способствовать более эффективному уничтожению баз террористов", - подчеркнул парламентарий.

"Намерение вместе бороться против терроризма, конечно, автоматически влечет за собой отказ от поставок какого бы то ни было вооружения, боеприпасов в горячие точки в Сирии", - уверен Ковалев. Он напомнил, что прежняя администрация США "направляла оружие и боеприпасы якобы мирной оппозиции или отрядам, которые якобы не связаны с террористами, но в конечном итоге это оружие оказывалось в руках у террористов". "На мой взгляд, это была осознанная позиция американцев, потому что они рассчитывали, что все это приведет к отставке (президента Сирии Башара) Асада, его свержению или физическому уничтожению", - предположил спецпредставитель ПА ОБСЕ.

В этом контексте Ковалев указал на важность озвученной им ранее инициативы о создании в рамках ПА ОБСЕ специального комитета по борьбе с терроризмом. На его взгляд, актуальность учреждения такого органа возрастает "с учетом того, что эта опасность (международный терроризм) приобретает первоочередное значение".

"Руководители ассамблеи обещали подумать над этой темой", - подтвердил российский парламентарий.

Ковалев пояснил, что в случае создания комитета откроются широкие возможности по "регулировке законодательства и созданию единых правовых норм в странах ОБСЕ в сфере борьбы с террором".

Хороший старт

Телефонный разговор Владимира Путина и Дональда Трампа дает хороший новый старт российско-американским отношениям. Такое мнение высказал ТАСС глава комитета Госдумы по образованию и науке, эксперт-международник Вячеслав Никонов.

"Это очень хороший старт российско-американских отношений. Сразу взята очень высокая планка на переговорах", - сказал ТАСС Никонов. "Обсужденный в ходе разговора широкий круг вопросов говорит о том, что они (вопросы) хорошо проработаны, и, если их успели обсудить за 45 минут, означает, что не возникло серьезных споров", - считает депутат.

Среди тем, затронутых в беседе лидеров, Никонов выделил координацию действий по Сирии и определение международного терроризма в качестве главного врага, что, по его словам, "действительно очень серьезный шаг вперед". В ходе разговора, обратил внимание эксперт, "было заявлено о необходимости восстановления торгово-экономических отношений", что "может предполагать отмену какой-то части санкций". "Слово "санкции", естественно, не было произнесено, но восстановление торгово-экономических отношений предполагает подход к этому вопросу тоже", - уточнил депутат.

Никонов отметил, что в разговоре Путина и Трампа "была подчеркнута готовность строить отношения на равноправной основе, тогда как у США в последнее время не наблюдалось равноправных партнеров". "Сейчас это стремление - строить равноправное партнерство - надо безусловно приветствовать", - заявил депутат.

В целом, добавил он, лидеры России и Соединенных Штатов обсудили весь спектр наиболее острых тем. "И весь разговор прошел в конструктивном ключе, а это значит, что подвижки вперед и договоренности возможны по всем вопросам", - заключил парламентарий.

Начало возможного диалога

Директор Института США и Канады (ИСК) РАН Валерий Гарбузов считает, что телефонный разговор Путина и Трампа стал началом возможного диалога РФ и США.

"Важно то, что это начало возможного диалога; важно, что достигнута договоренность о встрече, то, что эта встреча готовится и что в ее ходе, скорее всего, будет осуществляться более детальная проработка всех обсуждавшихся проблем, - сказал он, комментируя состоявшиеся телефонные переговоры лидеров двух стран. - Тогда возникнет понимание и прояснение позиций с обеих сторон. Сейчас важно начать восстановление духа доверия, ведь отсутствие доверия между лидерами перечеркивает все остальные усилия".

Валерий Гарбузов напомнил, что "президенты России и США в телефонном разговоре затронули практически все основные темы, причем в позитивном ключе, в плане каких-то совместных действий в их решении". "Может быть, конечно, разговор шел и с какой-то негативной стороны, но сам факт, что этого обе стороны официально не обнародовали, обнадеживает, - убежден он. - Если диалог начнется и будет поддерживаться обеими сторонами, если у обоих лидеров будет желание разговаривать и прояснять какие-то позиции - это уже полдела".

Гарбузов напомнил, что все американские президенты традиционно в первые дни или недели пребывания у власти осуществляют крупные визиты. Часто первый визит совершается в европейские страны, и он длится довольно долго.

"Трамп здесь поступил неординарно - он ведет активные телефонные переговоры, приглашает к себе, очевидно, готовясь к большой поездке, - считает он. - Думаю, что это будет Европа, а для такой поездки ему необходимо подготовиться: у него есть масса неординарных предложений, и ехать следует с портфелем проработанных предложений, а не просто с некими высказанными контурами идей. Долго с проработкой таких вопросов Трамп тянуть не будет и станет активно искать встреч с партнерами и выстраивать с ними какую-то линию взаимоотношений и решения тех проблем, которые он обозначил еще в своей предвыборной кампании".
"Встреча с президентом РФ Владимиром Путиным не за горами, - полагает эксперт. - Это в интересах самого Трампа - чтобы встреча произошла как можно быстрее".

Комментируя по просьбе ТАСС недавние инициативы, озвученные Дональдом Трампом в отношении создания зон безопасности в Сирии, директор ИСК РАН отметил, что "звучит это предложение красиво, однако до сих пор неясно, что конкретно предлагается американской стороной - будут ли это совместные российско-американские действия".

Эксперт отметил, что теперь в Сирии, помимо России, действуют и Иран, и Турция, какой формат зон безопасности "имеется в виду - непонятно, так как отсутствует детализация предложений". По его мнению, до сих пор отсутствует ясность в том "что, по американской логике, будет являться зоной безопасности - будут ли туда введены войска и чьи, какие функции они будут выполнять, будут ли вести боевые действия или нет, кто станет обеспечивать обеспечение таких войск, контроль за воздушным пространством и так далее".

"Все это должно прорабатываться людьми, которые будут осуществлять все это непосредственно "на земле", - считает Гарбузов. - В практическом плане сегодня РФ и США на этом направлении практически не контактируют, согласованных действий нет". 

"Выйти из тупика"

Научный директор Фонда развития и поддержки клуба "Валдай" Федор Лукьянов отметил, что Трамп действительно хочет выйти из тупика в отношениях с Россией. 

"Из того, что стало известным о разговоре, можно предположить, что он прошел так, как и должен был пройти, - позитивно, - сказал Лукьянов. - Трамп действительно хочет выйти из тупика в отношениях с Россией. Впрочем, следует признать, что позитивных отношений с Россией хотели и Джордж Буш-младший, и Барак Обама, так что ничего принципиально нового в этом желании нет".

Лукьянов также упомянул то повышенное внимание, которое уделялось телефонному разговору президентов РФ и США.

"С одной стороны, в разговоре лидеров двух стран нет ничего необычного - все новые президенты США, вступая в должность, связываются с наиболее важными внешнеполитическими партнерами и обсуждают с ними общие вопросы, - сказал он. - С другой, разговору придается такое большое значение, так как Дональд Трамп - президент неординарный, он декларирует смену американской политической парадигмы, и предполагается, что эти рутинные разговоры будут более содержательными. Трудно судить, было ли в телефонных беседах Трампа что-то новое: нам вряд ли станут известны детали разговора".

"Вторая причина - это та истерика, которую внутри США раскрутили по поводу того, что американский президент является чуть ли не ставленником Кремля: это стало одним из основных направлений атаки на Дональда Трампа по их внутренним причинам, - считает эксперт. - Эти нападки далеки от реальности, и, строго говоря, к России все это имеет очень косвенное отношение, так как это внутриамериканская разборка".

По мнению Лукьянова, президенты РФ и США в ходе телефонной беседы в первую очередь обсуждали положение на Ближнем Востоке. "По содержанию - было обсуждение прежде всего темы Ближнего Востока, так как там ожидаются самые большие перемены в позиции, остальное было затронуто в том ключе, что "давайте работать", - полагает он. - От первого разговора лидеров ничего более субстантивного ожидать и нельзя".

По мнению Лукьянова, "личная встреча может состояться уже вскоре, судя по тому, как Трамп резко начал свою деятельность". "Думаю, что он не захочет затягивать со встречей, - подчеркнул он. - Американский президент постарается "застолбить" некую систему приоритетов и повестку".

Российский эксперт убежден, что "внешняя политика имеет для Трампа прикладное внутриполитическое значение, учитывая ту неблагоприятную атмосферу, в которую он пришел". "Ему нужно показать свою дееспособность, активность и способность делать то, что считает нужным, - считает собеседник агентства. - В Америке это важно, так как таких лидеров-бойцов уважают, с ними могут не соглашаться, но с ними считаются. Бараку Обаме этого, кстати, не удалось сделать за два срока президентства".
"Встреча Путина и Трампа произойдет скоро, но она не может быть пустой, сейчас по итогам разговора будет вестись какая-то активная работа по подготовке повестки дня встречи, по ее наполнению", - резюмировал он.

Научный директор Фонда развития и поддержки клуба "Валдай" также поделился своим видением приоритетных тем, которые могут обсуждаться на встрече президентов РФ и США. "Понятно, что Ближний Восток будет основной темой, - убежден он. - И это не только борьба с терроризмом. К сожалению, наш многолетний опыт свидетельствует, что гораздо проще делать заявления о совместной угрозе, чем потом практически выполнять их, так как очень мало взаимного доверия у профессионалов с обеих сторон".
"Ближний Восток важен тем, что там происходят очень большие сдвиги, в том числе и в рамках астанинского процесса (контакты делегаций сирийского правительства и оппозиции в присутствии представителей стран-гарантов - РФ, Турции и Ирана в Астане 23-24 января - прим. ТАСС), и в рамках переговоров, и активности Турции, других факторов, - полагает Лукьянов. - Америка с одной стороны пытается дистанцироваться от этих процессов, с другой - не может полностью эти вещи игнорировать и пустить их на самотек. Однако прежде, чем будет понимание возможности или невозможности совместно бороться с терроризмом, надо понять, что Дональд Трамп вообще хочет на Ближнем Востоке, какова система приоритетов. Он не раз говорил, что все изменит, но пока не сказал как, что и в какую сторону".