18 декабря 2017, 13:26
Выборы президента РФ - 2018

Старт кампании-2018: эксперты назвали главные внутренние задачи для будущего президента

 Сергей Мальгавко/ ТАСС
Говоря о характере предстоящей кампании, специалисты сходятся во мнении, что она станет своего рода подтверждением доверия руководителю страны и курсу ее развития

МОСКВА, 18 декабря. /ТАСС/. Повышение качества государственного управления и продвижение нового поколения управленцев, а также укрепление институтов гражданского общества могут стать главными стратегическими задачами в области общественно-политической жизни для политика, который займет высший государственный пост по итогам выборов 2018 года. В понедельник после официального начала избирательной кампании ТАСС побеседовал с экспертами, которые обозначили возможные ключевые вызовы для будущего главы государства.

Прочный фундамент

Размышляя о характере предстоящей кампании, эксперты сходятся во мнении, что она в первую очередь будет проходить по референдумному сценарию и станет своего рода подтверждением доверия руководителю страны и курсу ее развития, осуществляемому на протяжении последних лет. Соответственно, внутриполитическая стратегия на следующий президентский срок будет формироваться исходя не только из необходимости решить или завершить решение насущных задач, но и сделать необратимыми процессы, начатые в текущую шестилетку.

Генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин напоминает, что на первый президентский срок Владимир Путин шел с повесткой недопущения дезинтеграции страны, во время второго "перед ним стояла задача добиться стабильности экономической и политической", задачей нынешнего "являлась подготовка плацдарма для прорывного развития". "Мы на самом деле получили прорыв по двум отраслям: это оборонка и сельское хозяйство", - констатирует эксперт. При этом, отмечает он, на повестке остаются завершение текущих проектов по развитию Дальнего Востока, освоению Арктики, реформы социального обеспечения, улучшение инвестиционного климата, технологическая модернизация промышленности, реализация выполнения майских указов до конца.

По мнению директора Международного института новейших государств Алексея Мартынова, новый президентский срок Путина будет посвящен тому, чтобы сделать необратимыми процессы, над которыми он работал в течение предыдущих этапов руководства страной, - возвращение статуса сверхдержавы, "завершение серьезных реформ во внутренней политике, в том числе искоренение такого явления, как коррупция".

О необходимости придать необратимый характер начатым процессам говорит и председатель экспертного совета Экспертного института социальных исследований Глеб Кузнецов. "Как мне кажется, самое главное для будущего президента - это сосредоточение на внутренней повестке, то есть повестке, не связанной с какой-либо геополитической [проблемой] или внешнеполитическими вещами", - считает он. "Необходимо привести во власть новое поколение управленцев, развивать высокотехнологичные области, связанные с цифровой экономикой, реализовать намеченные инфраструктурные проекты", - описывает политолог актуальные задачи, отмечая, что "ключевые инициативы в этой сфере уже были озвучены, и теперь дело за их реализацией".

"И самое главное, - убежден Кузнецов, - сделать изменения в этих областях, будь то федеральные проекты, будь то региональное развитие, будь то развитие цифровой экономики, необратимыми, то есть создать такие условия, когда остановить развитие, откатить ситуацию назад было бы уже невозможно".

Молодежь и новые кадры

Поскольку речь идет о глобальных, стратегических проектах, их реализацией в значительной степени будут заниматься поколения россиян, только начинающих свой жизненный путь. Неслучайно в последнее время именно к молодежному вопросу, развитию молодежных движений привлечено повышенное внимание.

"Фундамент будущего подразумевает создание условий административного и законодательного порядка для развития нашей молодежи, наше будущее - это наши дети, - отмечает Мартынов. - Президент об этом неоднократно говорил, я считаю, что это будет одной из важных составляющих предстоящих шести лет". "Понятно, что важно подготовить смену, которая обозначит преемственность, которая будет следовать этому курсу", - полагает он.

Фактически тема поддержки молодежи рассматривается в контексте выработки новых принципов кадровой политики, одним из ключевых пунктов которой является необходимость стимулирования так называемых социальных лифтов. Эта проблема, неоднократно поднимавшаяся в разных ключах в последние годы, была направлена в новое русло поручением Путина наладить работу социальных лифтов, чтобы "молодые люди понимали ... что их профессиональный рост связан прежде всего с их личными деловыми качествами". По следам этого заявления была запущена платформа "Россия - страна возможностей", проекты которой рассчитаны как на тех, кто уже имеет определенный профессиональный опыт, например, в сфере управления, бизнеса, так и на студентов и школьников.

Впрочем, вопрос подготовки кадров сопряжен не только с темой справедливой реализации возможностей, но и более широким вопросом повышения качества госуправления и его модернизации, которая нереальна без современных специалистов.

"Мне кажется, нужно повышать качество госуправления. Это предполагает новые подходы к кадровой политике, собственно говоря, эти подходы сейчас демонстрируются", - полагает руководитель "Политической экспертной группы" Константин Калачев. В качестве примеров таких подходов он назвал конкурс "Лидеры России", направленный на поиск и поддержку современных управленцев, омоложение губернаторского корпуса. "Нужно делать ставку на профессионализм, нужно подбирать кадры, действительно замотивированные, нужно включить карьерные лифты. Социальные лифты должны заработать, необходима ротация руководителей всех уровней", - считает политолог.

При этом, полагает Калачев, повышение эффективности органов власти является частью работы по дебюрократизации всей системы госуправления в стране, повышения ее открытости.

"Власть должна быть более открытой... Мы живем в век высоких технологий, и высокие технологии должны прийти и во властные структуры тоже", - констатировал Калачев. Он напомнил о таких положительно зарекомендовавших себя примерах дебюрократизации органов власти, позволяющих "получать услуги, сводя к минимуму общение с чиновниками", как действие многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), проекта "Активный гражданин" в Москве.

Необходимо добиваться выстраивания "системы взаимодействия государства и граждан через систему новых технологий", соглашается Данилин. "Мы это видим в Москве, а это должно быть по всей стране", - убежден он.

Выборы с фильтрами и без

По мнению президента холдинга "Минченко консалтинг" Евгения Минченко, обязательным условием развития внутренней политики является конкурентность, которая обеспечивается через выборные процедуры.

"Должна быть конкуренция во внутренней политике. Обратите внимание, кто у нас самые успешные чиновники, - это люди, прошедшие через горнило конкурентных выборов, и чем больше будет таких людей, тем лучше", - сказал он. "Нет ничего лучшего для [власти] мэрского уровня, чем выборы мэра населением безо всех изощренных схем, нет ничего лучше, чем конкурентные выборы губернатора. Те, кто приходит во власть, должны пройти через горнило конкуренции, иначе они не будут понимать, чем живут люди", - убежден эксперт.

Еще летом глава ЦИК РФ Элла Памфилова высказывала мнение, что "к следующему избирательному циклу будет проделана огромная работа по систематизации, упорядочиванию, упрощению избирательного законодательства исходя из тех вызовов и запросов, которые ставит общество".

Один из наиболее часто обсуждаемых экспертами вопросов касается будущего так называемого муниципального фильтра, обязывающего кандидатов в губернаторы, в том числе от парламентских партий, для регистрации собирать подписи местных депутатов и глав муниципальных образований.

За отмену этой процедуры уже высказывалась Памфилова. "Надеюсь, что в будущем мы эту проблему решим и отменим ["муниципальный фильтр"]", - заявляла она.

"Муниципальный фильтр" - один из немногих вопросов (которые лежат на поверхности), его надо решать", - соглашается Андрей Колядин. "Даже парламентская партия вынуждена проходить этот "муниципальный фильтр". Они [партии] уже прошли все выборы, входят в [федеральный] парламент и все равно должны доказывать, что имеют право на участие в губернаторских выборах", - недоумевает он.

Впрочем, далеко не все согласны со столь категоричной постановкой вопроса, предлагая не отменять, а лишь реформировать "фильтр". Так, эксперты Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) в докладе, опубликованном накануне сентябрьских региональных выборов, отмечали, что "фильтр" позволяет "отсекать от выборов авантюристов, политических рейдеров и стимулирует партии активнее участвовать в муниципальных выборах". "Если партия представлена в 25 и более процентах муниципалитетов региона (хотя бы даже одним депутатом), то ее кандидат должен освобождаться от сбора подписей и регистрироваться автоматически", - предложили они.

На повестке дня, очевидно, останется и вопрос о возможной корректировке даты единого дня голосования, его переноса с сентября, о чем неоднократно говорили представители и непарламентских партий, и парламентской оппозиции. Например, лидеры КПРФ и "Справедливой России" Геннадий Зюганов и Сергей Миронов в качестве возможной даты называли день воссоединения Крыма с РФ - 18 марта, а ЛДПР - один из будних дней апреля.

В период между двумя федеральными кампаниями - думской 2016 года и нынешней президентской - появился целый ряд инициатив в сфере партийно-выборного законодательства, направленных на упрощение участия партий, прежде всего так называемых малых, в политической жизни. Ими, например, предлагается приравнять по льготам к парламентским те партии, которые провели в Госдуму кандидатов только по одномандатным округам. Несмотря на туманные перспективы этих законопроектов, сам факт их появления тем не менее показывает один из возможных векторов предстоящих дискуссий в сфере партийного строительства.

Партстроительство - не доминанта

Вопросы возможного изменения законодательства в партийно-избирательной сфере обсуждаются рабочей группой под руководством первого заместителя главы Администрации президента РФ Сергея Кириенко. Впрочем, эксперты не исключают, что как таковая тема партийного строительства не будет однозначно доминирующей во внутриполитической повестке.

"Что касается партийного строительства, следует отметить, что это не та сфера, которая требует вмешательства президента", - полагает Глеб Кузнецов. "Все- таки политическая система сама себя должна окормлять. В России сейчас достаточно высокий уровень развития демократии, поэтому говорить о том, что президент должен как-то вмешиваться в партийно-политический процесс, я бы не стал", - отмечает политолог. По его мнению, для президента, который является представителем не какой-либо партии, а всего народа, "всей политической нации", "сосредоточенность на экономических, кадровых и инфраструктурных вопросах значительно важнее, чем то, что происходит в партийно- политической сфере".

"Сами по себе политические реформы не самоцель", - полагает Калачев. Однако, обращает он внимание, "нужны драйверы развития: чтобы возможность самовыражения была у всех, чтобы возможность открыть свой бизнес была у всех, чтобы выборы действительно стали инструментом обновления, а не ритуалом".

В этой связи ему кажется уместной "дальнейшая либерализация выборного законодательства", среди возможных направлений которой он называет в том числе отмену "муниципального фильтра" "либо вообще, либо для парламентских партий".

"Также было бы уместно понять, в чем запрос у муниципалов, и рассмотреть возможность расширения не только полномочий [муниципальных образований], но и их доходной базы", - продолжает политолог.

В фокусе - гражданское общество

Развитие крупных инфраструктурных проектов неизбежно ставит вопрос об обществе, которое их реализует и для которого они реализуются.

Повесткой предстоящего периода "должно стать прорывное развитие, которое возможно только при наличии консолидации общества", говорит Павел Данилин.

"Президент должен будет обеспечить стабильность в обществе, стабильность политическую, стабильность экономическую, чтобы обеспечить прорывное развитие", - поясняет он. В этом контексте Данилин считает неслучайным, что четкий сигнал об участии в выборах Владимир Путин дал на форуме добровольцев, то есть людей, реализующих себя в общественной активности.

"Нужно развивать гражданское общество, нужно, чтобы развивалось волонтерство, добровольчество, чтобы люди могли заниматься социально значимыми делами, ощущать свою полезность, чтобы у людей был смысл жизни не только в семье и на работе, чтобы люди могли получить общественное признание", - соглашается Калачев.

Член Общественной палаты (ОП) РФ Елена Тополева-Солдунова обращает внимание на необходимость продолжения начатой работы в области развития институтов гражданского общества. "Важно, чтобы то хорошее, что было начато, не было брошено", - указывает она.

В качестве примера такой деятельности Тополева-Солдунова называет доступ некоммерческих организаций (НКО) на рынок социальных услуг. "Это начал президент, но за один- два года это не сделать, очень важно, чтобы эта работа продолжалась", - убеждена она. Еще одним направлением собеседница ТАСС называет "поддержку добровольчества".

По мнению общественницы, важно поддерживать гражданское общество и по другим направлениям, среди которых гражданское образование, правозащитная деятельность.

"Нужен сигнал по поддержке правозащитного движения, что все НКО важны", - подчеркивает член ОП РФ. "История с НКО - "иностранными агентами" сейчас поутихла, важно, чтобы охота на ведьм прекратилась", - полагает она.

"Еще одна проблема: в последнее время агрессивно-консервативные группы очень активно выступают, например по фильму "Матильда", по разным выставкам", - продолжила Тополева-Солдунова. Поэтому, по ее мнению, "очень нужен сигнал от президента о толерантном отношении к другим мнениям".