Внешняя политика для будущего президента: с чем столкнется победитель выборов-2018
Эксперты отмечают, что стоящие перед Россией во внешней политике задачи многогранны, разнообразны по характеру и весьма сложны. На решение многих из них требуется длительное время
МОСКВА, 18 декабря. /ТАСС/. Выработка новых моделей сотрудничества с США и ЕС, укрепление позиций на азиатском направлении и поиск прочного места России в мировой валютной системе могут стать главными стратегическими задачами во внешней политике для президента РФ, который одержит победу на выборах в марте 2018 года. Такие оценки будущей президентской "шестилетке" по просьбе ТАСС дали эксперты в сфере внешней политики в день официального начала предвыборной кампании в России.
Кризисы и тенденции
Современный мир переживает период глубоких перемен, зачастую сопровождаемых кризисами, что требует адекватного реагирования, как это было, например, во время так называемой арабской весны.
Эксперты сходятся во мнении, что за пять лет турбулентных событий в странах Ближнего Востока и Северной Африки Россия неоднократно принимала решения, которые оказали влияние на ситуацию не только в этом регионе, но и в мире. Речь, в частности, о решении воздержаться при голосовании в Совете Безопасности ООН по резолюции о создании бесполетной зоны над Ливией в марте 2011 года и о начале операции ВКС РФ по борьбе с терроризмом в Сирии в сентябре 2015 года.
Другим примером кризисных событий может служить спровоцированный Западом госпереворот на Украине, приведший к вступлению Крыма в состав России. Последовавшие антироссийские санкции и в целом резкое ухудшение отношений между Западом и РФ во многом определили внешнюю политику Москвы последних лет.
Дипломаты подчеркивают, что один из важнейших вопросов на ближайшие годы заключается в том, насколько серьезны и глубоки противоречия между Россией и Западом. В своем выступлении на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2016 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сравнил их с временами холодной войны. Однако принципиальным отличием сегодняшних противоречий от противостояния США и СССР является отсутствие идеологической составляющей, то есть конфликта двух различных моделей общественного устройства, что позволяет рассчитывать на принципиальную разрешимость ситуации.
На западном фронте без перемен
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров неоднократно заявлял о том, что главным препятствием на пути формирования многополярного мира является стремление стран Запада сохранить прежнюю гегемонию. Особенно это ощущается со стороны США, которые, по словам министра, "не могут переступить через себя" и признать происходящие изменения, пытаясь диктовать свою волю на международной арене, в том числе России. Победа на президентских выборах в США в 2016 году Дональда Трампа, обещавшего укреплять отношения с РФ, не только не улучшила ситуацию, а напротив раскрутила антироссийскую истерию в американском истеблишменте на фоне приписываемого Москве якобы вмешательства во внутренние дела Вашингтона.
Как отмечает главный редактор журнала "Россия в глобальной политике", научный директор Международного дискуссионного клуба "Валдай" Федор Лукьянов, "на сегодняшний день атмосфера в США вокруг российской темы не позволяет ожидать вообще ничего, поскольку Россия в силу разных обстоятельств - отчасти сложившихся на основании того, что мы делаем, отчасти вообще не связанных с нашими действиями - оказалась инструментом внутренней политической борьбы, собственно говоря, борьбы за власть в американской элите".
Эксперты полагают, что подобное положение резко ограничивает возможности Москвы повлиять на ситуацию, поскольку любое действие будет не оцениваться само по себе, а использоваться во внутриполитической борьбе. Среди основных факторов, которые будут иметь влияние на развитие "российского" дискурса в США, - промежуточные выборы в Конгресс в 2018 году и результаты расследования предполагаемых контактов представителей России и сотрудников администрации Трампа. Впрочем, любой результат такого расследования, по словам Лукьянова, лишь укрепит подозрения о некоем влиянии РФ на внутреннюю политику Соединенных Штатов.
Евросоюз
Одним из близких партнеров для РФ мог бы стать Евросоюз, несмотря на имеющиеся сложности во взаимодействии между ним и Москвой, считает заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов. "Евросоюз останется основным внешнеполитическим и внешнеэкономическим партнером РФ, и понятно, что мы будем развивать отношения как с ЕС, так и с отдельными его членами на двустороннем уровне. И если говорить про Евросоюз, это, конечно же, задачи интеграции, начала переговоров о сближении Евросоюза и Евразийского экономического союза, - отметил он. - Приоритетными для России странами останутся Германия, Франция и Италия в силу своего политического и экономического влияния в объединении. Основные задачи останутся прежними и будут выстраиваться в рамках тех положений, которые записаны в Концепции внешней политики РФ".
Руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский указывает, что при этом в самом ЕС могут произойти изменения, влияющие на его внешнюю политику: "ФРГ, безусловно, является центром тяжести в ЕС и главным партнером Франции, но, как мы видели, в последнее время внутриполитическое и отчасти внешнеполитическое положение Ангелы Меркель, которая, судя по всему, вышла на четвертый, скорее всего последний срок ее канцлерства, внушает определенные сомнения, чего не было еще совсем недавно".
В этой ситуации, по словам аналитиков, может усилиться влияние в ЕС Франции, и тогда диалог Москвы и Парижа "будет не просто традиционным диалогом, он будет в каком-то смысле определять или предвосхищать дальнейшее отношения РФ с Евросоюзом в целом", а веру в перспективы такого диалога придают итоги визита президента России в Версаль в мае прошлого года.
Лукьянов полагает, что возможно лучшей стратегией в отношениях с Брюсселем будет выжидание, пока ЕС решит свои собственные проблемы по поддержанию единства объединения и его нормального функционирования: "Нам надо ожидать, стараясь избегать острых коллизий, когда Европа что-нибудь сама придумает - не о нас, а о себе: как они дальше будут развиваться. И если там наступит некий внутренний баланс, тогда шансов на новые отношения с Россией тоже будет больше".
Однако, добавляет Лукьянов, это не решит главной проблемы в отношениях с ЕС, а именно выработки новой модели взаимодействия, на чем настаивает Москва. Возможности ее создания в ближайшем будущем директор клуба "Валдай" оценивает скептически: "Какая возможна другая модель? Та, которую мы всегда хотели, начиная с Горбачева, - основанная на том, что мы равноправные партнеры, - тоже не годится, никто на это не согласится".
Глобальная безопасность
Ухудшение отношений со странами Запада отчасти стало результатом их усилий закрепить существование однополярного мира путем усиления позиций в военно-политической сфере. Действиями в этом направлении стали расширение НАТО на Восток, в том числе, за счет прибалтийских стран, выход США из Договора о противоракетной обороне и размещение новых элементов ПРО в различных частях мира.
Как отметил замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков, создается впечатление, что США подготавливают почву для выхода из Договора о ракетах средней и меньшей дальности. Официально Россия и США заявляют, что готовы предпринимать усилия по сохранению договора, однако обвиняют друг друга в его нарушениях.
Достижением российско-американских отношений стал подписанный в 2011 году Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). В 2021 году сторонам предстоит рассмотреть его возможную пролонгацию на пять лет. По мере приближения срока истечения договора встает вопрос о дальнейших перспективах ограничения стратегических вооружений, при этом российские дипломаты отмечают, что двусторонний формат договоренностей исчерпал себя и к ним необходимо подключать другие страны, обладающие ядерным оружием.
Обеспечение безопасности в условиях расшатывания системы договоренностей по ракетно-ядерной безопасности и усиления "восточного фланга" будут среди главных внешнеполитических задач нового президента России.
Все более важным аспектом глобальной безопасности становится и безопасность в экономической сфере. Как подчеркнул Рябков, "важно создать работоспособные экономические схемы, где зависимость от доллара, от американской валютно-финансовой системы была бы меньше". Россия с партнерами на мировой арене уже добилась ряда успехов в этой сфере, прежде всего, в результате создания Нового банка развития и пула валютных резервов БРИКС, однако пока старые глобальные финансовые институты сохраняют ведущую роль в мировой экономической системе.
Украина
Кризис на Украине не удается разрешить уже более трех лет. Россия настаивает, что причиной является нежелание киевских властей выполнять принятые на себя обязательства.
Как отмечается в декабрьском докладе Центра политической конъюнктуры, которым руководит политолог Алексей Чеснаков, "в Киеве продолжают воспринимать минские соглашения 2015 года как несоответствующие своим интересам и намеренно заводят мирный процесс в тупик, отказавшись от следования договоренностям глав государств "нормандской четверки" о синхронизации шагов в сфере безопасности и в политической части".
Ситуация усугубляется тем, что конфликт Киева с республиками юго-востока Украины не стал в полном смысле "замороженным", а бои и обстрелы продолжаются практически ежедневно, что создает опасность новой эскалации. На ситуацию влияют и ожидание выборов глав провозглашенных республик Донбасса в 2018 году, и выборы президента Украины в 2019 году. В условиях отсутствия просматриваемых перспектив урегулирования кризиса ситуация в этой стране вынужденно останется во внешнеполитической повестке России, полагают аналитики.
Сирия и Ближний Восток
Ближний Восток традиционно является одним из ключевых регионов в мировой политике, здесь пересекаются интересы многих ведущих стран. Операция ВКС РФ в Сирии, благодаря которой удалось предотвратить захват страны террористами, ознаменовала возвращение РФ в регион.
Среди первостепенных задач - достижение политического урегулирования в Сирии. Здесь компромисса пока достичь не получается. Разрешение же кризиса в пользу только одной стороны, как указал спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, замминистра иностранных дел Михаил Богданов, чревато тем, что проигравший попытается "взять реванш". Шагом вперед к урегулированию может стать Конгресс сирийского национального диалога, который планируется провести в Сочи.
Как отметил в беседе с ТАСС директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин, в ближневосточном регионе в целом в ближайшие шесть лет России предстоит решать задачи по закреплению своего присутствия. "Во-первых, осуществить "капитализацию" успехов, завоевав новые позиции для российского бизнеса, в первую очередь - в высокотехнологичных сферах (строительство АЭС, газо- и нефтедобыча, строительство трубопроводов, военно- техническое сотрудничество, инвестиционная деятельность и т. п.), - отметил он. - Во-вторых, сохранить ювелирно проводимый курс на диверсификацию, в рамках которого Россия поддерживает тесное сотрудничество практически со всеми, в том числе с конфликтующими между собой государствами".
Кроме того, России предстоит реализовать накопленный потенциал посредничества в урегулировании конфликтов (палестино-израильского, ливийского) и продолжить борьбу против исходящих отсюда угроз (в первую очередь, со стороны экстремистских организаций), в том числе как с помощью силовых методов, так и "мягкой" силы - для развенчания экстремистской идеологии.
Наумкин не исключил, что в среднесрочной перспективе "следует быть готовыми к тому, что в регионе могут произойти неожиданные события, поэтому при планировании внешнеполитического курса необходим тщательный просчет всех сценариев, в том числе и негативных".
Корейский полуостров
Корейский полуостров долгое время является одним из центров напряженности в мире, а в последние месяцы обстановка здесь еще больше обострилась в результате новых ракетных и ядерных испытаний КНДР и ответных действий США.
Как считает директор Центра азиатской стратегии России Института экономики РАН Георгий Толорая, в обозримом будущем, во всяком случае, в течение срока работы будущего президента России, будут существовать две Кореи. "России необходимо работать для того, чтобы обе Кореи налаживали друг с другом сотрудничество, - указал он. - Конечно, нужно предотвращать развязывание военного конфликта с США. Надеюсь, что в течение ближайших месяцев какой-то компромисс будет достигнут, и уже тогда новый президент России на новом сроке получит простор для более активных действий по налаживанию отношений между двумя Кореями".
Толорая выразил мнение, что перехода конфликта в горячую фазу удастся избежать, и США поймут, что военный сценарий давления и военной угрозы на Корейском полуострове не работает, что позволит вновь попытаться вернуться к дипломатическим методам урегулирования.
Другая важная задача, стоящая перед Россией на Корейском полуострове - обеспечение его денуклеаризации. "Однако боюсь, что в течение следующего президентского срока решить эту проблему не удастся. Видимо, нам придется жить бок о бок с ядерной Северной Кореей", - полагает Толорая. В этой ситуации необходимо будет добиваться того, чтобы Пхеньян отказался от воинственной риторики и дальнейшего наращивания военного потенциала и начал сотрудничать с соседями по Северо-Восточной Азии.
Китай и Азия
Одним из важнейших направлений внешней политики РФ останутся отношения с Китаем. Как считает ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин, в условиях, когда на западном направлении перспективы налаживания отношений неясны, "возможно, что как тем полем деятельности, где мы сможем реально добиться прогресса, станет Азия", и в частности Китай.
Впрочем, развитие партнерства с Китаем в области экономики может столкнуться с определенными сложностями. По словам Кашина, "это касается тех вопросов, когда из-за несовершенства государственного регулирования у нас происходят конфликты между китайским бизнесом и местным". Другая сложность заключается в мощной защищенности китайского рынка. Для преодоления барьеров, отмечает эксперт, "рассчитываем на диверсификацию нашего экспорта, во многом за счет таких товаров как продовольствие и сельхозпродукция".
Список партнеров России в Азии, с которыми возможно укрепление отношений, не ограничивается Китаем. "Довольно важное значение будут играть отношения с такими странами, как Япония и Южная Корея, и, возможно, произойдет некоторая активизация диалога с Японией по заключению мирного договора", - считает Кашин.
Значительный потенциал для развития торгово-экономических связей сохраняется для России и в отношениях со странами Юго-Восточной Азии. Новым важным направлением, считают дипломаты, может стать взаимодействие в борьбе с терроризмом и экстремизмом, особенно в случае перебазирования в регион после разгрома ИГ (запрещенная в РФ террористическая группировка) в Сирии. Широкие возможности для экономический дипломатии представляет и Азиатско-Тихоокеанский регион в целом, особенно на фоне запроса со стороны ряда стран на развитие свободной торговли при одновременном усилении протекционистских тенденций в США.
Многополярный мир
На постсоветском пространстве приоритетом будет, по мнению заместителя директора Института Европы РАН Владислава Белова, взаимодействие в рамках СНГ и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Среди задач здесь - разрешение противоречий между членами ЕАЭС для окончательного создания действительно общего экономического пространства. В центральноазиатских странах постсоветского пространства свои интересы имеют и другие государства, в том числе США и Китай, и это руководству России предстоит учитывать при реализации внешней политики.
В Латинской Америке, по словам директора профильного департамента МИД РФ Александра Щетинина, предстоит "расширять внешнеполитическое взаимодействие в интересах укрепления многосторонности и верховенства права в мировых делах". В числе практических задач - завершение процесса превращения всей Латинской Америки в зону безвизовых поездок для россиян, размещение в странах региона передовых российских технологий и инвестиций.
С экономической точки зрения значительный интерес для России может представлять Африка. Как отметил посол РФ в Сенегале и по совместительству в Гамбии Сергей Крюков, "Африка обладает разнообразными и практически неисчерпаемыми природными ресурсами", и "роль континента как поставщика этих ресурсов на мировые рынки трудно переоценить". Российские компании выходят на африканские рынки, но "существующее окно возможностей постепенно сужается: на континент активно пробиваются все, кто осознал, что будущее экономического развития мира за Африкой". В этой ситуации важную роль в продвижении на континент могло бы сыграть не только государство, но и российские компании.
Стоящие перед Россией во внешней политике задачи многогранны, разнообразны по характеру и весьма сложны. На решение многих из них требуется длительное время. Однако в их основе лежат соображения обеспечения безопасности и экономического благополучия страны и ее граждан, с опорой на практические результаты, а не идеологические соображения, как то предполагает политическое устройство страны. Такие принципиальные основы внешней политики РФ, отмечают опрошенные эксперты, позволяют с уверенностью говорить о преемственности внешнеполитического курса страны по итогам президентских выборов 2018 года.