Уходящий год подтвердил приверженность президента РФ Владимира Путина своему давнему внешнеполитическому кредо: готовности развивать отношения всегда и со всеми - и на Западе, и на Востоке, но никогда в ущерб российским национальным интересам. Очевидно, что с этими же установками страна войдет и в Новый год и будет жить по ним как минимум до мая - инаугурации следующего президента РФ. В дальнейшем же внешнеполитические ориентиры РФ либо претерпят коррективы, поскольку ряд заявивших о своих намерениях побороться за президентство исповедуют иные взгляды на нынешнюю картину мира, либо - в случае победы Путина на выборах - сохранятся в прежнем виде.
На открытии памятника Александру III в Крыму в минувшем ноябре российский лидер вспомнил слова Сергея Витте о том, что царь-миротворец дал России мир "не уступками, а справедливой и непоколебимой твердостью". Цель нынешних властей, как утверждает Путин, тоже заключается в проведении такой внутренней и внешней политики, "чтобы никому в голову даже не пришло" атаковать Россию. Весь 2017 год Москва, как и ранее, не прогибалась под все усиливающимися санкциями, зато по ряду направлений - например, в ближневосточных делах - заметно повышала свой вес и упрочняла позиции.
В этом году Путин совершил 20 зарубежных визитов, в том числе - по два раза посещал Венгрию, Турцию, Китай, Казахстан и Киргизию. Помимо этого, в Европе Путина принимали во Франции, Финляндии и в Германии (на саммите "двадцатки" в Гамбурге). Из стран СНГ президент РФ был также в Белоруссии, Таджикистане и Туркмении. На Ближнем Востоке - в Египте, Иране и в Сирии. Для саммита АТЭС Путин приезжал во Вьетнам. Годом ранее Путин совершил 19 зарубежных визитов, в 2015 г. - полтора десятка, примерно столько же было и, например, в 2013 году, еще до санкций. Внешнеполитическая активность российского лидера если и имеет тенденцию, то к увеличению, поэтому о попытках какой- либо изоляции России уже никто не вспоминает.
Маленькая победоносная операция
Главный и безусловный успех российского лидера на международной арене последних лет - спасение Сирии. Именно так, в двух словах, без кавычек, скобок и уточняющих сносок. А дальше разбирать эту историю можно по слоям.
Первый слой - борьба с терроризмом, чем прежде всего и объяснял Путин свое решение начать операцию ВКС РФ в САР осенью 2015 года. В том числе, борьба с доморощенными террористами на дальних подступах, уничтожение в сирийских песках всех тех, кто мог приехать под черными знаменами домой - на Северный Кавказ и в другие регионы России. "Что было бы, если бы эти сотни, тысячи [боевиков] вернулись к нам обученными, вооруженными, хорошо подготовленными?" - отметил глава государства, подводя итог военной кампании.
Вторая составляющая операции ВКС РФ - поддержка легитимных властей в дружественной стране, где еще с советских времен существует единственный в Средиземноморье пункт базирования отечественных ВМФ в Тартусе. Третий слой - помощь в сохранении территориальной целостности крупного светского государства на Ближнем Востоке, которому уже прочили судьбу несчастной Ливии и других жертв арабской весны и насильственной "демократизации". Но Москва помогла Дамаску спутать карты тем, кто уже собирался делить "сирийское наследство".
Еще один слой - гуманитарный, причем речь не только о гуманитарной помощи как таковой, но и о создании условий для возвращения беженцев. "Граждане Сирии будут с благодарностью вспоминать мужество наших военнослужащих, порой под огнем доставлявших людям продукты, лекарства, предметы первой необходимости", - отметил Путин, награждая российских офицеров.
Наконец, операция в Сирии - важный элемент военной подготовки ВС РФ и демонстрации силы российского оружия.
Все вместе это упрочило позиции российского государства не только на Ближнем Востоке, но и на международной арене в целом. И данный результат тем более ценен с учетом того, что в сирийскую историю страна активно включилась, будучи под санкциями и давлением со стороны Запада и когда России предрекали чуть ли не дипломатическую изоляцию. Такие прогнозы не оправдались. Главная задача на 2018 год - закрепить этот успех политическим урегулированием, толчок к которому должен дать в том числе планируемый в Сочи Конгресс сирийского национального диалога. России и ее лидеру в этом вопросе отведена роль одного из важнейших посредников.
Среди главных же образов 2017 года останется Путин, прибывший на базу ВКС РФ в Хмеймиме, чтобы поздравить российских военных с победой и сказать им: "Родина ждет вас, друзья! Благодарю вас за службу". По словам Верховного главнокомандующего, операция в Сирии показала растущую мощь армии и флота РФ, отечественного оборонного комплекса, лучшие качества российского солдата, "и если террористы вновь поднимут голову, то мы нанесем им такие удары, которых они пока и не видели".
Чтобы не то что опровергнуть, а хотя бы поспорить с каким-либо из этих слов, нужно самому иметь в активе успешную военную операцию, а таких оппонентов у Путина на мировой арене немного.
США: попытки разговора сквозь гвалт
Сирия - чуть ли не единственный пример хоть какого-то сотрудничества России и США, правда в Москве и его уровень считают недостаточным. По большинству других направлений двусторонних связей с Вашингтоном - деградация.
Еще год назад многие аналитики, пусть осторожно, но писали о надежде на нормализацию в российско-американских отношениях после вступления в январе 2017 г. в должность президента США Дональда Трампа. В прогнозах на 2018 год таких надежд уже практически нет. И дело оказалось не в Трампе, с которым у Путина, по словам самого хозяина Белого дома, сложилась правильная межличностная "химия", сколько в непримиримой позиции американского истеблишмента по отношению к РФ.
Путин впервые поговорил с Трампом по телефону после победы республиканца на выборах, и они тогда оба высказались в пользу совместной работы. В первые месяцы 2017 года обсуждались различные варианты российско- американского саммита, который мог бы повторить успех знаменитой первой встречи Путина и Буша-младшего в словенском замке Брдо в 2001 году. Но на фоне разворачивавшейся в Америке кампании вокруг якобы вмешательства РФ в выборы в США и якобы имевшихся связей между командой Трампа и Кремлем, подобные двусторонние переговоры так и не состоялись.
Первого личного контакта двух президентов пришлось ждать аж до июльского саммита "двадцатки" в Гамбурге. Планировавшаяся на полчаса встреча в итоге продолжалась более двух часов, и можно было наблюдать как с каждой лишней минутой переговоров зрела тревога в глазах различных экспертов и телеведущих в студиях американских либеральных новостных каналов: как будто Трамп сейчас сдаст все Путину с потрохами. Беспокойство оказалось напрасным. Хотя Путин и Трамп (к неудовольствию политических противников американского лидера) тогда и достигли определенных договоренностей, но далеко не все из них удалось выполнить. Например, так и не получила развития идея создания совместной группы по кибербезопасности.
Зато Конгресс США вскоре принял новые санкции против России, прямо причислив ее к стану врагов, и Трампу пришлось утвердить эти рестрикции. России не оставалось ничего, кроме как ответить - ведь время для пауз, когда Путин не стал отвечать на недружественные меры со стороны уходящей администрацией Барака Обамы в декабре 2016 года, прошло.
Следующую встречу Путина и Трампа ждали на саммите АТЭС во Вьетнаме в ноябре, но в последний момент полноценные переговоры так и не состоялись, по официальной версии - из- за несовпадения графиков. Президенты поговорили "на ногах", даже успели согласовать совместное заявление по Сирии, но очевидно, что для полноценного диалога с российским коллегой у американского президента сейчас просто нет внутреннего ресурса. Ближайшее крупное международное мероприятие, на котором президент России (кто бы им ни стал в следующем году) и президент США могут пересечься - встреча лидеров G20 - состоится, скорее всего, лишь во второй половине 2018 года. Подготовки к двустороннему саммиту в настоящее время не ведется, и едва ли что изменится в скором будущем.
А деградация отношений продолжилась. Очередным звеном нового "маккартизма" в США стало включение российских СМИ RT и Sputnik в американский перечень иноагентов. России опять пришлось отвечать, и Путин вскоре уже ставил подпись под законом о СМИ-иноагентах. Затем США разрешили поставки летального вооружения на Украину, чего не сделала, несмотря на постоянные слухи, администрация Обамы. В опубликованной в декабре новой Стратегии нацбезопасности США Россия была, правда, выведена из одного ряда с КНДР и Ираном и "повышена" до "ревизионистской державы" наравне с Китаем. Путин, тем не менее, охарактеризовал этот американский документ как наступательный или даже агрессивный, подчеркнув, что Россия будет учитывать это "в своей практической работе" в сфере обороноспособности.
Следующим актом в российско-американских отношениях, как ожидается, могут стать новые санкции в конце января - феврале, которые, по прогнозам, затронут зарубежные активы крупного российского бизнеса. Путин, играя на опережение, уже озвучил несколько инициатив в целях возвращения в российскую юрисдикцию капиталов, которые могут попасть под ограничения. Пойдут ли американцы на еще более серьезные меры и чем завершится антироссийская истерия в США, покажет время, России здесь остается только ждать и реагировать.
Проблеском надежды на нормализацию отношений Москвы и Вашингтона можно считать взаимодействие двух стран в борьбе с терроризмом, наглядным проявлением которого в декабре стала передача американской стороной данных, позволивших предотвратить теракты в Санкт-Петербурге. Путин тогда позвонил Трампу и поблагодарил ЦРУ, что в нынешней ситуации выглядит особенно достойно. Если и когда будет с чего начинать восстановление отношений, то это - хорошая база.
Украина: без серьезных поворотов
Украинский кризис иногда указывают в качестве первопричины нынешних внешнеполитических проблем РФ, но у Кремля на это иной взгляд. Да, из-за событий на Украине против РФ были введены первые санкции, но противоречия между Москвой и обобщенным Западом по поводу роли и места России на современной геополитической карте зрели давно. "Не было бы Крыма, не было бы других проблем - придумали бы что-нибудь еще для сдерживания России", - считает Путин.
Минские соглашения, которым скоро стукнет три года, пока так и не принесли мир в Донбасс, где на линии соприкосновения продолжают периодически гибнуть люди. Новым на украинском треке в 2017 году стало обсуждение предложения Путина об охранной миссии ООН. Обсуждение, впрочем, пока безрезультатное. Президент РФ заявил, что Москва не против того, чтобы поставить Донбасс под международный контроль, но об этом Киев должен напрямую договариваться с провозглашенными Донецкой и Луганской народными республиками. Украинские власти пока отказываются от такого диалога, как и от выполнения других пунктов "Минска-2", чувствуя при этом поддержку западных стран.
Путин, в свою очередь, подчеркивал, что перекладывать ответственность за исполнение минских соглашений только на Россию не получится. Он призвал Запад оказать влияние на власти в Киеве, "чтобы они предприняли хоть какие-то шаги к нормализации" ситуации. По его словам, закрытие Россией границы с ДНР и ЛНР до предоставления Донбассу особого статуса и амнистии приведет к резне по аналогии со Сребреницей. "Мы этого никогда не допустим", - заверил Путин.
То есть мяч на стороне Киева и его покровителей, чей настрой на мирное урегулирование проблемы (если только оно не предполагает фактическую капитуляцию оппонентов) пока далеко не очевиден. Для западных стран ситуация вокруг Украины - это просто один из вопросов повестки, хоть и неприятный. Для России же из-за многочисленных культурных, исторических, да и просто родственных связей, тлеющий конфликт на Украине - как живая рана. "Нас сначала растащили, а потом стравили. Мы должны, наконец, прийти к осознанию, что выгодно для Украины и России, а что контрпродуктивно", - подчеркивает Путин, который неоднократно заявлял, что считает русских и украинцев в основе своей одним народом.
Ситуация уходит в 2018 год практически с той же точки, в которой была годом ранее. Есть, конечно, и позитивные изменения. Так, благодаря содействию Путина и патриарха Московского и всея Руси Кирилла в конце декабря сторонам конфликта удалось провести масштабный обмен пленными. Да и то, пока еще не "всех на всех", как это записано в тексте "Минска-2".
Но есть и негативные тенденции. Например, из-за постоянных помех с украинской стороны Россия вывела своих офицеров из Совместного центра контроля и координации режима прекращения огня (СЦКК) в Донбассе. Президент Украины Петр Порошенко тут же предложил было ввести в эту структуру представителей Франции и Германии, но вскоре получил ушат холодной воды даже от своих партнеров: Вашингтон, Париж и Берлин призвали вернуть россиян в СЦКК. Путин же дал понять, что это возможно только в случае обеспечения нормальных условий работы для офицеров ВС РФ.
Еще одно событие со знаком минус - решение США о поставках летального оружия Украине. Путин ранее, когда еще этот вариант только обсуждался, подчеркивал, что подобный шаг не пойдет на пользу умиротворению, но лишь усугубит ситуацию, приведет к увеличению числа жертв. "Если американское оружие будет поступать в зону конфликта, трудно сказать, как будут реагировать самопровозглашенные республики, может они направят имеющееся у них оружие в другие зоны конфликта", - отмечал, в частности, президент РФ.
Корейский вопрос
Очевидно, на повестке в наступающем году останется и урегулирование ситуации на Корейском полуострове, которая обострилась в последний год в связи с активизацией ракетно- ядерной программы КНДР и регулярными испытаниями Пхеньяном ракет.
Как отметил в интервью ТАСС глава Комитета по северному экономическому сотрудничеству и ключевой политике в администрации президента Южной Кореи, курирующий отношения с Россией, Сон Ён Гиль, именно Путин может сыграть ведущую роль в решении кризиса на Корейском полуострове. Позиция Путина по данной проблеме последовательна и хорошо известна, и вряд ли она претерпит изменения: "Россия осуждает [ракетно-ядерные] упражнения со стороны Северной Кореи, мы считаем, что они носят провокационный характер". Однако, как отмечал президент РФ, нагнетание военной риторики в этой ситуации является не просто тупиковым, а губительным. "Все стороны должны проявить сдержанность и искать мирное решение", - подчеркивал Путин, поясняя, что КНДР откажется от ядерной программы, только если будет чувствовать себя в безопасности.
Таким образом Путин возлагает часть ответственности за решение данного вопроса на США и их союзников. Американцы, в свою очередь, наоборот, заявляют, что хотели бы большего участия России в решении северокорейской проблемы. Определенная пикантность заключается в том, что эти же обитатели сияющего града на холме ставят нашу страну в один ряд с КНДР и вводят против РФ санкции. "Это за скобками здравого смысла", - прокомментировал данную несуразность в американской внешней политике Путин. При этом российский лидер подчеркнул, что Россия старается "не надувать губы и не обижаться", а решать вопросы в сфере международной безопасности без оглядки на текущую политическую конъюнктуру.
Понятно, однако, что развитие ситуации в большей степени зависит не от Путина, и даже не от Трампа, а от северокорейского лидера Ким Чен Ына, который не раз уже удивлял мир своеобразными ответами на очередные санкции. Поэтому прогноз на 2018 год по этому вопросу остается в известной степени открытым.
О спорт, ты - ...что?
Особое внимание к северокорейской проблеме связано с одним из главных событий в мире спорта в 2018 году - зимней Олимпиадой в южнокорейском Пхёнчхане, находящемся недалеко от границы двух Корей. Но пока в других странах рассуждали о том, насколько безопасно ехать на Игры, в России пришлось решать совсем другие вопросы.
На неспортивное решение МОК отстранить страну от Олимпиады у Путина гипотетически было несколько вариантов ответа, некоторые из которых порадовали бы "ура-патриотов". Но он остановился на максимально справедливом по отношению к спортсменам и любителям спорта варианте: выступив с критикой позиции МОК, российский лидер не стал объявлять бойкот Играм и оставил решение об участии в них россиян под нейтральным флагом за самими олимпийцами.
В итоге россияне на Олимпиаду все же поедут, а российские зрители смогут сопереживать выступлениям olympic athletes from Russia. Так уж вышло, что из всех сторон этой истории, Россия - единственная, кто поступила в соответствии с принципом "спорт вне политики". Тот же южнокорейский политик Сон Ён Гиль выразил надежду, что Путин сможет посетить Олимпиаду в Пхёнчхане, однако в Кремле о таких планах не сообщали и едва ли можно ожидать, что российский лидер примет такое решение.
Еще одно крупное спортивное событие 2018 года - чемпионат мира по футболу в России. Путин заверял, что страна проведет эти соревнования на самом высоком уровне, чтобы они стали настоящим праздником спорта, ценности которого "неподвластны никакой текущей конъюнктуре".
Европейское направление
Как и в случае с США, какого-либо прорыва в отношениях с объединенной Европой у России не случилось и Евросоюз в декабре в очередной раз продлил антироссийские санкции. Впрочем, отдельные позитивные моменты все же имеются. Так, если в октябре 2016 г. визит Путина во Францию оказался сорван - по сути, из-за неготовности тогдашнего президента Франсуа Олланда принять российского коллегу на должном уровне, то с избранием Эмманюэля Макрона двусторонняя встреча лидеров на французской земле не заставила себя ждать, и уже в конце мая новый президент Пятой республики принимал Путина в Версале.
На уровне президентов подтверждена и дружба между Россией и Сербией, которая сама в недавнем прошлом почувствовала на себе всю тяжесть положения несогласных с однополярным устройством мира.
Продолжались позитивные контакты на высшем уровне с такими странами ЕС как Венгрия и Чехия, в Россию приезжал президент Германии, Москву также впервые за пять лет посетил глава МИД Великобритании. Это, конечно, не похоже на оттепель, но хотя бы показывает готовность Европы к диалогу с Россией. Позитивным можно назвать также публично высказанное неприятие рядом европейских политиков попыток США ограничить энергетическое сотрудничество ЕС с Россией. Остаются, однако, и трудности, не обязательно даже связанные с украинским вопросом. Так, российской стороне постоянно приходится сталкиваться с бездоказательными обвинениями во вмешательства во внутренние дела и выборы в европейских странах и регионах вплоть до Каталонии.
Путин всегда подчеркивал готовность России к диалогу с зарубежными партнерами, несмотря ни на какие ограничения. Можно ожидать, что в 2018 году такой диалог с Европой продолжится. Так, на конец января запланирован визит в Россию премьер-министра Бельгии Шарля Мишеля.
Восток и нефть
В начале октября на пути из аэропорта Внуково в сторону Москвы появились плакаты с приветствием в адрес хранителя двух исламских святынь, короля Саудовской Аравии Сальмана бен Абдель Азиза Аль Сауда. Еще недавно представить себе визит в Россию саудовского монарха было непросто, однако и здесь Путин показал свое умение наводить мосты, несмотря на все имеющиеся противоречия двух стран (в том числе, свежие - по Сирии) и союзничество Эр-Рияда и Вашингтона.
По итогам переговоров в Москве президент РФ и король Саудовской Аравии договорились вывести двусторонние отношения на новый уровень. Один из примеров проведения скоординированной и взаимовыгодной политики двух стран в последние годы - решение по заморозке уровня добычи нефти. Впервые соглашение альянса ОПЕК+ было достигнуто в конце 2016 года, показало свою эффективность и было продлено до апреля 2018 года.
Россия в минувшем году развивала свои отношения и с другими странами региона, в том числе с Турцией и Ираном. Создание в Сирии условий для перехода к политическому урегулированию стало во многом результатом совместных усилий Москвы, Анкары и Тегерана, которые уже называют "сочинской тройкой" (по месту проведения переговоров по Сирии президента РФ с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и президентом Ирана Хасаном Роухани в ноябре).
Активность на этом направлении не помешала интенсивным контактам Путина с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, так же как налаживание связей с саудитами не помешало развитию отношений РФ с Катаром и Ираном, и наоборот. Все это, безусловно, говорит об изрядном дипломатическом умении российского руководства, которое ему еще не раз придется продемонстрировать.
Азиатско-Тихоокеанская политика и другие направления сотрудничества
При Путине и нынешнем премьере Японии Синдзо Абэ, чья политическая сила вновь заручилась доверием избирателей на выборах в октябре, заметно интенсифицировалось обсуждение параметров мирного договора между странами, заключение которого японская сторона увязывает с решением вопроса о статусе "четырех северных островов" (южной части российских Курил). Путин посещал Японию в декабре 2016 года, Абэ в 2017 году дважды приезжал в РФ, лидеры также виделись на саммитах "двадцатки" в Германии и АТЭС во Вьетнаме, неоднократно говорили по телефону. Стороны впервые решают вопрос о совместной японско-российской хозяйственной деятельности на Курилах, о реализации целого ряда проектов в сфере экономики, предложенных главой японского правительства; заработала программа безвизового посещения Курил, в том числе - закрытых районов, бывшими жителями этих островов из Японии. В 2018 году пройдет перекрестный Год культуры России и Японии.
Японский премьер заявил о намерении продолжать активное развитие отношений с Россией в самых разных областях. У Путина с этим проблем нет, он - всегда за развитие отношений с теми, кто готов их развивать. При этом российский лидер подчеркивает, что подготовка мирного договора - это большая работа, которая может быть рассчитана не на один год. "Мы должны посмотреть, какие обязательства у Японии есть с ее партнерами в сфере безопасности (то есть, прежде всего с США - прим. ТАСС), что она может, и что она не может делать самостоятельно", - пояснил Путин.
В числе главных партнеров России на мировой арене в уходящем году, как и ранее, были также Китай и страны СНГ, в том числе - участники Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Среди проектов, которым Путин неизменно выражает поддержку, остается идея сопряжения китайского Шелкового пути и ЕАЭС, а также создания предлагаемого Россией большого евразийского партнерства.
Эти, а также многие другие текущие вопросы, безусловно останутся во внешнеполитической повестке российского лидера на 2018 год. Каков будет результат, пока сказать трудно. Тем более, что России предстоит пройти через президентские выборы.
Андрей Блашкевич