Госдума рассмотрит 15 мая в первом чтении законопроект о возможности введения ответных мер на недружественные действия США и поддерживающих их государств в отношении РФ. Ряд положений этого документа, получившего неформальное название законопроекта о контрсанкциях, вызвал серьезную дискуссию как в органах власти, так и в экспертном сообществе. О том, для чего нужен будущий закон и как он будет работать, а также об отношении к нему администрации президента РФ в интервью ТАСС рассказал полномочный представитель главы государства в Госдуме Гарри Минх.
— Гарри Владимирович, как администрация президента РФ относится к законопроекту об ответных мерах на недружественную политику США с учетом той дискуссии, которая уже состоялась в Госдуме по этому документу, и заявленных депутатами направлений доработки документа ко второму чтению?
— Положительно. Наши экспертные оценки были такими же, как и у ряда других участников дискуссии - излишняя конкретизация в тексте закона, касающаяся каких-то направлений, каких-то сфер, каких-то видов продукции, - наверное, это не совсем верно. Это ставит нас в жесткие рамки, которые ограничивают "свободу маневра" Российской Федерации в конкретных ситуациях. Поэтому концептуально по законопроекту общий подход, на наш взгляд, должен быть простой: мы никогда не согласимся с тем, как пытаются выстроить отношения с нами некоторые государства.
С точки зрения международного права санкции как таковые допустимы, только если есть нарушения имеющихся международно-правовых норм, в которых предусмотрены соответствующие санкции, и используются международные механизмы для их применения. Как мы все знаем, ничего подобного не было. В такой ситуации одностороннее применение к Российской Федерации каких-то мероприятий негативного характера мы рассматриваем как акт произвола.
Наш президент уже дал политическую оценку эти действия, отметив, что это чистой воды протекционизм, и прежде всего в экономической сфере. Поэтому при намерении применить с нашей стороны ответные действия необходимо оценивать конкретные ситуации: есть ли у нас какие-то группы товаров, ввоз которых мы хотели бы ограничивать, не нанесет ли это ущерб правам и свободам российских граждан, например, праву на охрану здоровья и медицинскую помощь. Не ослабим ли мы наши позиции в каких-то отраслях российской экономики. Поэтому нужно понять, производим ли мы в России соответствующие виды товаров, с учетом этого будем ориентироваться в каждой конкретной ситуации на предложения правительства и двигаться дальше.
— Удовлетворена ли президентская сторона обновленной редакцией текста законопроекта и направляла ли свои замечания по доработке инициативы?
— Да, в рабочем порядке я передавал в ответственный комитет наши предложения по возможным направлениям его доработки. По крайней мере, нас устраивает то, как идет процесс корректировки текста законопроекта.
— Можно ли прогнозировать сейчас, когда заложенные в законопроекте механизмы заработают и должны ли для этого последовать какие-то новые агрессивные шаги со стороны Запада в отношении РФ?
— Мы же сейчас ведем с вами речь о создании соответствующей нормативной базы. А вопрос о необходимости и целесообразности тех или иных конкретных шагов или мер - это уже вопрос исполнения закона. Думаю, здесь в большей степени нужно будет ориентироваться на то, какие предложения будет формулировать правительство президенту.
— Правильно ли я понял, что перед принятием решения президентом о введении прописанных в будущем законе мер кабмин будет направлять ему соответствующие предложения?
— Президент дает свои поручения на основе имеющейся информации. А в этом плане, я полагаю, роль правительства будет довольно существенной. Если дать более системную характеристику подобных ситуаций, то в любом случае, исполнение законов - в чистом виде прерогатива правительства. И анализ того, что у нас производится или нет, какие будут последствия в связи с решениями органов государственной власти России для наших граждан, для экономики Российской Федерации, во многом это задача нашего правительства.
— Будут ли перед направлением президенту этих предложений просчитываться последствия их реализации?
— Безусловно. В любом случае наша задача - не просто, как принято говорить, "выстрелить", а в кого попадем, пусть даже в самих себя – не так важно. Смысл наших контрмер не в том, чтобы "пошуметь", нам необходимо дать такой ответ, который был бы не только адекватным, но и как минимум не принес нам вреда.
— Нуждаются ли, на ваш взгляд, какие-то положения обновленного законопроекта в дополнительной корректировке, или они сейчас устраивают всех участников законотворческого процесса?
— Посмотрим, как пойдет ход обсуждения. В любом случае сегодня будет дискуссия, думаю, она будет развернутой, сложной и объемной. Поэтому с учетом этого, возможно, будут сформулированы какие-то дальнейшие предложения. В целом, данный законопроект предлагает достаточно новый для нас инструмент. Посмотрим, как пойдет процесс его практической реализации.
— Некоторые обозреватели, анализируя проведенную в Госдуме работу над законопроектом, указали на "смягчение" текста. Согласны ли Вы с такой оценкой?
— Законопроект - это не та материя, которая описывается параметрами "твердый - мягкий". Думаю, проект как инструмент стал более гибким. Но, повторюсь, пока, до начала его реализации, просто сложно оценивать степень его "мягкости или жесткости". Главное, что законопроект стал более гибким. Яркое тому подтверждение – очень правильная и оперативная реакция парламента, Государственной думы на ход обсуждения вопроса об импорте лекарств. А это одна из важнейших задач парламента – своевременно реагировать на такие реакцию общества.
— Поддержит ли администрация президента еще один резонансный законопроект, который будет рассматриваться в "пакете" с этим документом - инициативу о введении уголовной ответственности за соблюдение санкций иностранных государств на территории РФ?
— Вероятность поддержки со стороны администрации очень высока. Кроме того, основные идеи данной инициативы не остались без внимания наших экспертов.
— А будет ли администрация участвовать в доработке документа?
— Конечно. В частности, и у правительства, и у Верховного суда есть одно замечание – не определена подследственность этих уголовных дел. Как правило, расследование наиболее сложных дел предлагается возлагать на Следственный комитет. Пока в законопроекте этот вопрос не решен, так что это вполне возможный вектор доработки.
Беседовал Алексей Цыпин