Премьер-министр Японии Синдзо Абэ 24–27 мая посетит Россию, где у него будет весьма насыщенная программа. В предстоящую пятницу он выступит на Петербургском международном экономическом форуме, а в субботу уже в Москве проведет переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным и примет участие в церемонии открытия Года Японии в России и России в Японии. В поездке премьера будет сопровождать один из его ближайших соратников — министр экономики, торговли и промышленности Хиросигэ Сэко, который одновременно занимает пост министра по развитию экономического сотрудничества с Россией. О целях поездки он рассказал в интервью ТАСС.
— Господин министр, вы собираетесь с визитом в Россию, где примете участие в Петербургском международном экономическом форуме. Расскажите о ваших планах в связи с этой поездкой.
— Да, я хотел бы принять участие в Петербургском международном экономическом форуме, сейчас конкретная программа моего пребывания в России проходит последнее согласование. В любом случае, в ходе нынешнего визита я хотел бы встретиться с министрами моего профиля из нового состава правительства, только что сформированного под руководством президента Владимира Путина. Я намерен построить с ними отношения, направленные на развитие и расширение экономических связей между Японией и Россией.
— Правительство Японии во главе с премьер-министром Синдзо Абэ выдвинуло План сотрудничества с Россией из восьми пунктов. На каких направлениях наиболее продвинулось его выполнение? Какие проекты вы считаете наиболее многообещающими?
— Японо-российское сотрудничество в сфере экономики развивается сейчас с невиданной скоростью. Во всех разделах Плана сотрудничества из восьми пунктов по многим проектам идет переход от уровня "бумаги", то есть первичной договоренности, к уровню "сложившейся формы" в виде контрактов и т.д.
Например, достигнуты большие результаты в сферах, непосредственно связанных с улучшением жизни народа России. В области здравоохранения это сотрудничество в повышении продолжительности жизни. В городском хозяйстве — создание удобной для жизни среды, включая в первую очередь смягчение проблемы автомобильных пробок.
В качестве министра, ответственного за экономическое сотрудничество с Россией, я веду сейчас завершающую работу по подготовке визита в вашу страну премьер-министра Синдзо Абэ. Мы планируем осуществить многочисленные совместные проекты, и народы обеих стран ощутят их конкретные результаты.
— Какова ситуация в деле сотрудничества России и Японии в энергетической сфере? Я имею в виду, в частности, разработку ресурсов Сахалина и полуострова Ямал.
— Японо-российское энергетическое сотрудничество очень важно для диверсификации и обеспечения стабильных поставок энергоносителей в нашу страну с учетом богатого потенциала природных ресурсов России, их географической близости и т.д. В добавление к нефти и природному газу, этим традиционным и основным сферам сотрудничества, последовательно развивается наше взаимодействие в энергосбережении, в использовании возобновляемых источников энергии типа ветряной генерации, а также в атомной энергетике, в том числе в демонтаже аварийной АЭС "Фукусима-1".
В России есть немало нефтяных и газовых проектов, к которым японские компании имеют интерес. Например, на "Сахалин-1" и "Сахалин-2" идет добыча нефти и производство сжиженного природного газа (СПГ), продвигаются консультации о введении третьей очереди завода по выпуску СПГ на "Сахалин-2". В рамках проекта "Ямал СПГ", объекты которого я осмотрел в прошлом месяце, японские компании внесли вклад, в частности, в строительство завода по производству сжиженного газа, и с конца прошлого года там началось производство. Идут консультации между российской стороной и японскими фирмами по концепции терминала для перевалки СПГ на Камчатке, о проекте "Арктик СПГ-2".
— Как Япония относится к таким крупномасштабным проектам, как строительство газопровода из России в вашу страну, сооружение моста или транспортного туннеля между двумя странами?
— Чтобы решиться на такие требующие огромных денег проекты государственного уровня, нужно принять решения об их участниках и реализуемости, включая техническую осуществимость. Требуется определить наличие или отсутствие спроса, рентабельность и т.д. В добавление к этому необходимо будет получить гораздо большую, чем сейчас, и рассчитанную на более длительную перспективу поддержку со стороны нашего народа в отношении общего развития японо-российских отношений.
— Как вы оцениваете перспективы совместной хозяйственной деятельности на южной части Курил? Какие проекты в этой области вам кажутся наиболее перспективными? Как, по вашему мнению, можно разрешить юридические проблемы, связанные с совместной хозяйственной деятельностью?
— На своей встрече в декабре 2016 года лидеры Японии и России выразили серьезную решимость разрешить проблему мирного договора и вместе с этим договорились начать переговоры об осуществлении совместной хозяйственной деятельности на северных территориях в форме, не ставящей под угрозу юридические позиции двух стран.
К настоящему времени на эту тему были проведены консультации на различных уровнях, четыре северных острова дважды посетили японские исследовательские миссии. На встрече лидеров двух стран в сентябре прошлого года были определены пять потенциальных проектов для скорейшего осуществления: совместное производство морепродуктов, выращивание овощей в теплицах, организация туристических поездок, ветряная энергетика, утилизация мусора. Сейчас идет работа над тем, чтобы поскорее приступить к осуществлению этих проектов в формах, не наносящих ущерба юридическим позициям двух стран.
Как министру, мне хотелось бы воздержаться от предсказания итогов предстоящего японо-российского саммита. Но я надеюсь, что лидеры двух стран смогут указать на реальный прогресс в реализации проектов совместной хозяйственной деятельности.
Беседовал Василий Головнин