Все новости

В Госдуме сообщили о проработке проекта о легализации лоббизма для борьбы с коррупцией

Зампредседателя комитета Думы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный считает, что важно, чтобы лоббизмом занимались профессионалы, которые имеют соответствующее образование

МОСКВА, 9 января. /ТАСС/. Законопроект о легализации института лоббизма в РФ в рамках борьбы с коррупцией может быть разработан и внесен на рассмотрение парламента в 2019 году. Об этом сообщил в среду ТАСС заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный ("Единая Россия").

"Считаю, что в этом году целесообразно разработать законопроект о лоббизме для развития антикоррупционного законодательства и выведения лоббизма из тени", - сказал парламентарий. Он не исключил, что в этом году депутаты "будут заниматься проработкой" этой темы. "Есть вероятность, что в этом году он будет внесен", - подтвердил политик.

"Все понимают, что продвижение интересов тех или иных групп, одним словом, лоббизм де-факто существует", - пояснил Выборный. "Но де-юре единых правил [лоббирования] на нашем правовом пространстве нет", - констатировал он. Так, существуют различные организации, которые продвигают интересы, например, бизнеса, среди них Торгово-промышленная палата РФ, "Опора России", Российский союз промышленников и предпринимателей. Другие организации продвигают интересы граждан, в их числе Общественная палата, указал депутат.

"То есть институты лоббирования есть на рынке, но они действуют как лебедь, рак и щука. Каждый продвигает как может и как себе это представляет. Так быть не должно", - подчеркнул заместитель председателя комитета Госдумы.

Важно, чтобы лоббизмом занимались профессионалы, которые имеют соответствующее образование и опыт работы, убежден он. "Но самое главное, чтобы институт лоббизма был под жестким контролем со стороны государства", - предупредил Выборный.

Правила игры

"Требуются единые правила игры, кто может быть лоббистом (юридическое или физическое лицо), какой у него правовой статус. Должен быть единый реестр лоббистов, - считает парламентарий. - Должны быть понятные процедуры аккредитации лоббистов, правила, по которым тот или иной орган власти может общаться с лоббистами".

"Должны быть соответствующие подразделения с обученными работниками, - продолжил он. - Для граждан и для власти должно быть ясно, что интересует те или иные группы, что они продвигают, кто заказчик той или иной инициативы, какие средства для этого выделяются, уплачены ли с них налоги".

Кроме того, перед внедрением в правовое пространство этого института "нужно позаботиться о том, чтобы его восприятие, сформированное в 1990-е годы, изменилось", отметил Выборный, признав, что нередко "оно ассоциативно воспринимается как коррупция".

"Сегодня у нас развитое антикоррупционное законодательство, одно из лучших в мире, но для введения института лоббизма еще нужно поработать над некоторыми терминами, например, фаворитизм, непотизм, протекционизм", - полагает он. "Нужно провести четкую грань, где действия, связанные с лоббизмом, осуществляются в рамках правового поля, а где они влекут уголовно-правовые последствия, - акцентировал внимание политик. - Это важно для правового сознания, поэтому нельзя было принимать закон о лоббизме, например, в 1992 году".

Заместитель председателя комитета Госдумы сообщил, что в национальном плане противодействия коррупции долгое время одним из пунктов фигурировала проработка вопроса о создании института лоббизма. "Сегодня этот пункт исключен из плана, но вопрос не закрыт, точка не поставлена", - подтвердил он, напомнив, что после распада СССР "пять раз вносились законопроекты о легализации лоббизма, но каждый раз они не получали положительного развития".