23 ЯНВ, 10:22

Эксперты: распространение санкций показало пределы возможностей этого инструмента

Как отмечается в докладе международного дискуссионного клуба "Валдай", санкции хоть и оказывают влияние на экономику России, они не стали ее определяющим фактором

МОСКВА, 23 января. /ТАСС/. Широкое использование санкций как элемента международной политики показало пределы возможностей этого инструмента, а это в свою очередь может заставить страны вновь вернуться к применению силы для решения своих задач. Об этом говорится в докладе международного дискуссионного клуба "Валдай", оказавшемся в распоряжении ТАСС.

Доклад под названием "Принуждение непокорных: идеальный шторм санкционной войны" подготовлен программным директором клуба "Валдай" Иваном Тимофеевым.

Доклад состоит из ряда разделов, в которых анализируется современная практика использования санкций, условия для максимально эффективного их применения и пути защиты от давления такого рода. Автор также рассматривает конкретные случаи санкционных режимов, как существовавших ранее, так и действующих и потенциальных. В первом случае речь идет об Иране, во втором - о России и КНДР, в третьем - о возможности использования санкций в отношении Китая.

Ключевой концепцией доклада является "идеальный шторм" - использование различного вида санкций одновременно большим количеством государств. Это позволяет создать максимальное давление на страну-цель санкций. Однако, как показывает автор, даже этого как правило оказывается недостаточно для достижения поставленной цели.

"Легкий" путь

В докладе отмечается, что санкции как инструмент международной политики обрели значительную популярность в современном мире благодаря ряду факторов. Они не требуют столь значительных усилий от использующей их страны как, например, применение силы. Вводящая санкции страна несет незначительные потери, если ее экономика намного мощнее, чем у оппонента. Между тем санкции позволяют послать стране-цели значительно более серьезный сигнал, чем заявления дипломатов, и в то же время во внутренней политике преподносятся как практические действия для обеспечения национальных интересов.

Но действительно сильный нажим удается создать лишь при соблюдении ряда условий. А он необходим, ведь, как указывает Тимофеев, анализ санкционных кампаний в XX - начале XXI века показывает, что в большинстве случаев их задачей является смена режима.

Поэтому, во-первых, санкции должны быть максимально широкими: предусматривать торговые эмбарго, бьющие по целым отраслям экономики, ограничения в доступе к финансам, а также ограничительные меры в отношении конкретных лиц. Во-вторых, поддержать их должно либо все международное сообщество (как происходит в случае принятия резолюций Совета Безопасности ООН), либо максимально широкая его часть. Это лишит страну-цель возможности вести торговлю и получать финансы от других государств. Создание таких условий, к чему и сводится политика США в отношении КНДР, Ирана и Китая, автор доклада называет "идеальным штормом".

Для противодействия санкциям критически важны "черные рыцари" - страны, готовые поддерживать экономические отношения со страной-целью. Такие, как отмечает автор, находятся даже в случае резолюций СБ ООН, а их действия диктуются часто не политическими интересами, а соображениями экономики.

Другим критически важным моментом является опора на собственные силы, импортозамещение. Несмотря на глобализацию мировой экономики, теми или иными способами это удается сделать даже небольшим странам, примером чему может служить КНДР - Пхеньян не только сумел выстоять под давлением, но и успешно развивал ядерную программу. Важное значение имеет также консолидация национальных элит, которая гарантирует недостижимость обычных целей санкционного давления - смены режима.

Ограниченные возможности

Пример Пхеньяна может стать показательным для дальнейшего использования санкций. Хотя КНДР согласилась обсуждать с США денуклеаризацию и приостановила ядерную программу, однако в любой момент может отказаться от своих обещаний. Не исключено, что Пхеньян просто тянет время, чтобы дать своей экономике глоток воздуха. Страна уже имеет достаточный военный потенциал, чтобы попытки применения силы против нее были исключены.

Пример Ирана, который под санкционным давлением пошел на переговоры по ядерной программе и согласился на сделку с пятью постоянными членами СБ ООН и Германией, тоже нельзя назвать полностью успешным. Заключение соглашения гарантировало, что Тегеран не будет пытаться создать ядерное оружие, однако право на мирный атом он отстоял. При этом сделка не ограничила Иран в возможности проведения прежнего внешнеполитического курса, направленного на усиление своих позиций на Ближнем Востоке. В то же время снятие санкций в результате соглашения привело к росту его возможностей.

Еще более наглядно ограниченность санкций как инструмента давления проявилась в случае с Россией. Хотя они оказывают влияние на экономику РФ, ее определяющим фактором они так и не стали. Кроме того, в отличие от ситуаций с Ираном и КНДР, политическое значение России в международных делах привело к тому, что США не смогли создать против нее действительно эффективную санкционную коалицию: страны ЕС, несмотря на громкую риторику, предпочитают не наращивать давление. Вывести же его на глобальный уровень через СБ ООН невозможно, потому что Россия входит в его состав.

Санкции в отношении Китая, как считает автор, практически исключены из-за его роли в мировой экономике. К тому же, действительно воздействовать на китайскую экономику будет крайне сложно - возможности КНР для импортозамещения очень велики.

Таким образом, санкции не только не достигают задачи-максимум - смены режима, но оказываются не способны заставить страну-цель изменить свой курс.

Возвращение силы

В то же время у широкого использования санкций есть серьезные издержки. Во-первых, они ведут к формированию новых финансовых центров, призванных создать альтернативу контролируемой США долларовой системе. Если к этому процессу в полную силу присоединится Китай, он приведет к перестройке мировой финансовой системы.

Во-вторых, укрепляются связи между странами-целями и ведущими с ними торговлю "черными рыцарями". Результатом становится появление экономических блоков, которые могут со временем приобрести политические изменения.

В-третьих, введение санкций заставляет страны-цели наращивать военный потенциал, чтобы обезопасить себя на случай усиления конфронтации. Поскольку эффект санкций рассчитан на долгосрочный период, времени для этого обычно достаточно.

В такой ситуации, приходит к выводу автор доклада, уже в ближайшем будущем начнутся попытки подкрепить экономическое давление силовыми действиями. Однако полностью санкции как инструмент политики они не вытеснят, поскольку они все же способны нанести серьезный ущерб экономике оппонента. Вероятно, полагает автор, мир столкнется с сочетанием этих двух элементов для достижения наиболее значительного эффекта.

Читать на tass.ru
Теги