Счетная палата Российской Федерации была образована в 1995 году как постоянно действующий независимый орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.
5 апреля 2013 года принята новая редакция ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", которой установлен новый порядок выдвижения кандидатов на должности руководства и аудиторов палаты, уточнен статус, задачи, функции и полномочия ведомства.
Палата состоит из председателя, заместителя председателя и 12 аудиторов, назначаемых сроком на 6 лет. Одно и то же лицо не может занимать соответствующую должность два срока подряд. Руководство и аудиторы СП назначаются парламентом по представлению президента страны: председатель и 6 аудиторов назначаются Государственной Думой, заместитель председателя и 6 аудиторов - Советом Федерации.
Кандидаты на должности председателя и половины состава аудиторов вносятся на рассмотрение президенту Советом Думы / по представлению фракций/; на должность заместителя председателя и шести аудиторов - Советом Совета Федерации / по представлению комитетов/. На пост председателя, а также заместителя председателя Счетной палаты предлагаются по три и более кандидатуры. Президент выбирает из них по одному кандидату и вносит на утверждение соответствующей палаты парламента. Постановление о назначении принимается палатой большинством голосов. Если ни одна из предложенных Федеральным Собранием кандидатур не будет поддержана президентом, глава государства вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее в Госдуму или СФ.
Председатель, его заместитель, аудиторы и руководитель аппарата СП /с правом совещательного голоса/ входят в состав Коллегии Счетной палаты. На должность председателя, заместителя председателя СП, аудиторов могут быть назначены граждане РФ, имеющие высшее образование и опыт работы не менее 5 лет в области государственного управления, государственного контроля /аудита/, экономики, финансов, юриспруденции. Они не могут состоять в родственных отношениях с руководителями государства, правительства, парламента, высших судебных органов, а также администрации президента. Кроме того, родственные отношения не должны связывать членов Счетной палаты.
Установлено, что утрата доверия к руководству и аудиторам Счетной палаты в случаях, предусмотренных ФЗ "О противодействии коррупции", является одним из поводов для возбуждения процедуры досрочного отстранения их от занимаемой должности. Также они могут быть досрочно отстранены от должности по личному заявлению, в связи с признанием недееспособности, за нарушение законодательства РФ или злоупотреблений по службе. Соответствующее решение принимается большинством голосов депутатов Госдумой или членов Советом Федерации по представлению президента РФ .
Председатель, заместитель председателя, аудиторы палаты не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрания, которая их назначила на должность. Уголовное дело в отношении них может быть возбуждено только председателем Следственного комитета РФ. Инспектор СП не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия Коллегии Счетной палаты.