Лавров заявил, что армия Сирии должна максимально быстро занимать всю территорию страны
Глава МИД России добавил, что попытка США забрать под свой контроль нефтяные объекты Сирии противозаконна
ЕРЕВАН, 11 ноября. /ТАСС/. Москва будет настаивать на том, чтобы сирийская армия максимально оперативно заняла всю территорию Сирии. Об этом заявил в понедельник на пресс-конференции министр иностранных дел России Сергей Лавров, который находится с визитом в Армении.
Российский министр признался, что уже не успевает следить за "постоянно меняющимися зигзагами американской политики". "Насчет того, что делают Соединенные Штаты на севере Сирии. Конечно же, их попытка по большому счету ограбить САР и забрать под свой контроль нефтяные промыслы противозаконна, - подчеркнул Лавров. - Ничего хорошего она сирийскому урегулированию не несет, только сохраняет дополнительный серьезный раздражитель в этой части Сирии".
"Будем настаивать на том, чтобы сирийская армия максимально быстро занимала всю территорию своего государства, - сказал глава МИД РФ. - Только это поможет положить надежный конец терроризму и решить все вопросы, связанные с окончательным политическим урегулированием".
Президент США Дональд Трамп в конце октября заявил о выводе американских военных из района проведения турецкой операции на севере Сирии, однако сообщил, что Вашингтон намерен сохранить контроль над нефтяными месторождениями на северо-востоке страны.
Позднее председатель Комитета начальников штабов американских ВС генерал Марк Милли заявил, что США намерены сохранять контроль над районом в провинции Дейр-эз-Зор, где расположены нефтегазовые объекты, в том числе крупный газоперерабатывающий завод, который иногда называют Conoco. Он был построен компанией Conocophillips, но позднее перешел под контроль государственной Сирийской газовой компании, у которой после начала в стране гражданской войны его отбили вооруженные боевики. В Минобороны РФ заявляли, что США осуществляют контрабанду сирийской нефти в другие страны, караваны охраняются американскими частными военными компаниями и спецназом.
Урегулирование в Идлибе
Турция должна выполнить свои обязательства и отмежевать террористов группировки "Джебхат ан-Нусра" (запрещена в РФ) от сирийских оппозиционеров для устранения очага напряженности в Идлибе, заявил Лавров.
"Терроризм искоренен практически на всей территории Сирии. Остался очаг в зоне Идлиба, который по договоренности России и Турции должен быть уничтожен, но для этого Турция должна выполнить свои обязательства и отмежевать оппозиционеров патриотического толка от террористов - "Джебхат ан-Нусры", которая там сейчас мимикрирует, меняет названия, но суть от этого не меняется", - заявил глава российского МИД.
Он также подчеркнул, что на территории Сирии пока сохраняется и второй очаг напряженности на восточном берегу реки Евфрат. По словам Лаврова, это во многом происходит из-за "абсолютно незаконного" присутствия в этой области сил США.
Тем не менее, продолжил министр, борьба с терроризмом в Сирии продолжается благодаря совместным усилиям России, Турции и Ирана. "Мы вместе с Турцией и Ираном работаем на тем, чтобы устранить террористическую угрозу. Это требует, конечно же, не только военных действий, но требует и иных средства, в том числе связанных с международным правосудием, с преследованием террористов по всем требованиям закона", - сказал Лавров.
Глава МИД РФ также напомнил, что нынешняя террористическая угроза, с которой приходится сталкиваться в Сирии, возникла в результате авантюр западных государств на Ближнем Востоке и на севере Африки. "Сирию пытались подтолкнуть на печальный путь Ирака и Ливии, которые были разрушены в 2003 Соединенными Штатами, а в 2011 уже более широкой компанией натовцев", - пояснил министр. "Результатом иракской авантюры стало как раз создание "Исламского государства" (ИГ, запрещена в РФ), потому что его создали те, кого американцы из тюрем повыпускали в Ираке <...> Но благодаря в том числе и нашей помощи, благодаря помощи Ирана и в ответ на обращение законных сирийских властей мы остановили эту террористическую заразу", - заключил Лавров.
Четыре зоны деэскалации были созданы в Сирии в соответствии с договоренностью, достигнутой в мае 2017 года на переговорах в Астане (ныне - Нур-Султан) представителями России, Ирана и Турции. Территория трех из них в 2018 году перешла под контроль Дамаска. Четвертая зона, расположенная в провинции Идлиб и частях соседних провинций Латакия, Хама и Алеппо, по-прежнему неподвластна правительству республики, при этом большая ее часть захвачена террористами из запрещенной в РФ организации "Джебхат ан-Нусра".