МОСКВА, 5 марта. /ТАСС/. Планы США провести испытания ракеты-перехватчика по цели, представляющей собой эквивалент межконтинентальной баллистической ракеты, подтверждают, что США начинают отработку своей системы противоракетной обороны против России. Об этом заявил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков в интервью газете "Коммерсантъ".
"Эта тема все больше переводится в плоскость противостояния с равными по потенциалам соперниками, если употребить терминологию, которая сейчас в ходу в Вашингтоне", - сказал он, пояснив, что под такими соперниками подразумеваются Пекин и Москва.
"В эту канву вплетаются предстоящие испытания новейшей модификации противоракеты SM-3 Block IIA по цели, представляющей собой эквивалент межконтинентальной баллистической ракеты. Такие ракеты есть в распоряжении горстки государств, - отметил замглавы МИД РФ. - Соответственно, единственно возможный вывод: США начинают отработку своей системы для прямого противодействия нам, для создания потенциала, который мог бы начать девальвировать российские средства ядерного сдерживания".
Как добавил Рябков, в Москве "с озабоченностью следят за тем, как США последовательно, энергично, интенсивно, на основе высоких ассигнований и серьезных технологических заделов продолжают совершенствовать свои возможности в сфере ПРО". По его словам, в действительности в Вашингтоне уже давно не говорят о том, что ПРО США предназначена для парирования ракетных угроз ограниченного характера, которые могут исходить от таких стран, как Иран и КНДР.
Обмен ядерными ударами
Вашингтон допускает развитие событий, при котором может взять верх в случае обмена ядерными ударами, отметил Рябков. "Мы за то, чтобы тезис о недопустимости ядерной войны и невозможности достичь в ней победы был подтвержден прямо и недвусмысленно и по возможности усилен путем акцента на то, что современные технологии в этой сфере делают развязывание такой войны еще более опасным, чем раньше, - сказал он. - Увы, пока не видно, что коллеги в Вашингтоне с таким подходом согласны. Скорее наоборот. Возникает впечатление, что они для себя допускают определенные сценарии, где, на их взгляд, у них получится одержать верх при обмене ядерными ударами".
Москву такой поход не устраивает концептуально, указал Рябков. "Политически это тоже неприемлемая постановка вопроса, поскольку она противоречит всем прежним договоренностям между Москвой и Вашингтоном в этой сфере. А с военной точки зрения это означает планирование и учения, которые по большому счету формируют в США у профессионалов навыки, необходимые для того, чтобы победить Россию в ситуации, когда ядерная кнопка нажата", - добавил он.
Замглавы МИД отметил, что Россия допускает возможность обнародования заявления о недопустимости ядерной войны со стороны стран - постоянных членов Совета Безопасности ООН (Великобритания, Китай, Россия, США, Франция) на открывающейся в конце апреля обзорной конференции Договора о нераспространении ядерного оружия. "Мы над этим работаем. Мы получили конкретные предложения по формулировкам, касающимся этого заявления, сделанного в свое время на двусторонней основе. Пока рано говорить, получится ли выйти на приемлемый для всех участников "пятерки" результат. К сожалению, есть признаки того, что в некоторых столицах не прочь данную формулу размыть", - пояснил высокопоставленный дипломат.
"Если кому-то требуется время, а его не так много до 27 апреля, когда конференция начнется, чтобы это все окончательно отработать, то мы готовы ориентироваться на выпуск такого заявления непосредственно в ходе конференции", - подчеркнул он.
Ответ будет найден
Высокопоставленный дипломат указал, что осуществленные РФ шаги в сфере военного строительства позволяют надежно обеспечить потенциал сдерживания в условиях дальнейшего развития американской системы ПРО. "Но фактически мы имеем классическую схему нарастания напряженности и военного противостояния по логике наращивания вооружений", - заметил он.
"Военно-технический ответ, безусловно, будет найден, - подчеркнул замглавы МИД РФ. - В этом нет никаких сомнений. А политико-дипломатический ответ уже сформулирован, и мы не ослабим усилий по продвижению нашей логики, нашего объяснения того, почему происходящее в сфере военного строительства, включая развитие системы противоракетной обороны США, является глубоко дестабилизирующим шагом и фактором, негативно влияющим на глобальную стабильность".
Рябков в то же время выразил надежду, что США удержатся от опрометчивых шагов, но "по большому счету все предпосылки для слома системы контроля над вооружениями в ракетно-ядерной сфере есть". "На наш взгляд, это противоречит неоднократно заявлявшемуся в Вашингтоне, в том числе на высшем уровне, стремлению ограничить рост военных расходов и найти пути, как можно было бы договориться, поладить - вновь употреблю американскую терминологию - с Москвой", - резюмировал он.
Аспекты военной политики и планирования США
Россия встревожена многими аспектами военной политики и планирования США, заявил заместитель министра иностранных дел. "В частности, мы могли бы заняться вопросами, которые тревожат. А Россию многое тревожит в военной политике и планировании США, - сказал он. - Это, конечно же, и их продолжающая развиваться система глобальной противоракетной обороны, планы выведения ударных средств в космос и многое другое".
"Понятно, что у американцев есть свои вопросы к тому, что осуществляется у нас. Мы готовы вести содержательный разговор по каждому сюжету, а не просто обмениваться взаимными упреками и обвинениями или пытаться кому-то навязать односторонние решения, как это часто происходит с американской стороны", - добавил Рябков.
Меры взаимной транспарентности
Россия, а не США предложила диалог по мерам взаимной транспарентности, но в Вашингтоне его отвергли, сообщил Рябков. "Никакого разговора о взаимной транспарентности или даже об односторонней транспарентности России не было, - подчеркнул замминистра. - Это мы, а не они предложили встречную транспарентность, что было резко отвергнуто".
Рябков напомнил, что в рамках диалога по продлению Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) Вашингтон предложил Москве схему уничтожения новой крылатой ракеты типа 9М729 и всего связанного с ней оборудования. "Оформлено это было, по сути, в виде ультиматума", - указал он.
Конференция ДНЯО
Обсуждение контроля над вооружениями на обзорной конференции Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в апреле неизбежно вызовет острые стычки и споры, считает Рябков.
"Мы приветствуем стремление целого ряда стран и председательствующего на этой конференции, а им станет аргентинский посол Густаво Злаувинен, сфокусироваться на объединительной повестке дня. Целый блок вопросов, касающихся, например, мирного использования атомной энергии в разных преломлениях, позволит участникам мероприятия настроиться на конструктивный лад, - сказал он. - Что касается контроля над вооружениями, ядерного разоружения, если быть более точным, и вопросов нераспространения, то тут неизбежны острые стычки, споры, столкновения. В этих условиях шансы на принятие содержательного итогового документа, наверное, не очень высоки".
Тем не менее, продолжил Рябков, российская делегация продолжит работать "на положительный результат". Замглавы МИД напомнил, что на прошлой конференции страны - участницы договора "были в шаге" от одобрения итогового документа.
По словам дипломата, в текущем году "сложилась несколько иная ситуация" с учетом прошедшей в ноябре прошлого года в Нью-Йорке конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия, в которой не приняли участия представители Соединенных Штатов и Израиля. "Позиция США и Израиля, который не является участником ДНЯО, нам понятна. Мы ее не разделяем, но считаем, что новый фон, новая обстановка позволит, по крайней мере, избежать серьезного обострения и осложнения всей атмосферы конференции в связи с отсутствием какого-либо прогресса по зоне, свободной от оружия массового уничтожения", - заявил Рябков.
Обзорная конференция по рассмотрению действия ДНЯО откроется 27 апреля в Нью-Йорке.
SM-3 Block IIA
Противоракета SM-3 Block IIA отличается от предыдущих модификаций увеличенным диаметром корпуса, что позволило установить более мощные двигатели, а также новым носовым обтекателем. Как утверждают конструкторы, перехватчик разгоняется быстрее, летит дальше - до 1 тыс. км - и способен перехватывать баллистические ракеты на высоте до 500 км.
Ранее США уже дважды проводили испытания этой противоракеты, но оба раза потерпели неудачу.