ВАШИНГТОН, 1 апреля. /ТАСС/. Россия готова немедленно договориться с США о продлении двустороннего Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ). Это подтвердил в интервью, публикуемом во вторник в апрельском номере журнала американской Ассоциации по контролю над вооружениями Arms Control Today, посол России в США Анатолий Антонов.
"Подчеркну: Россия готова договориться о продлении ДСНВ хоть сегодня. Однако нашей доброй воли недостаточно: требуется согласие США, которого мы пока не получали. Если оно появится, незамедлительно приступим к реализации необходимых внутригосударственных мер. Рассчитываем, что США определятся с подходами по ДСНВ в ближайшем будущем, поскольку до истечения срока действия договора в феврале 2021 года остается все меньше времени", - заявил дипломат.
Он не стал строить предположения по поводу того, возможно ли "временное признание Думой" потенциального решения президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа о продлении ДСНВ, если таковое будет вынесено ближе к истечению срока действия соглашения. "Что касается вашего последнего вопроса, то, честно говоря, не хотелось бы рассуждать в сослагательном наклонении", - сказал Антонов.
Как напомнил посол, Путин "ясно обозначил позицию по ДСНВ", когда в начале декабря минувшего года сообщил "о готовности России незамедлительно продлить договор без предварительных условий". "В конце прошлого года наша страна официально предложила США приступить к рассмотрению комплекса соответствующих вопросов, в том числе по сроку возможного продления (до пяти лет)", - отметил Антонов. "Однако, - уточнил он, - реакции до сих пор нет".
По словам дипломата, "представители американской администрации продолжают утверждать, что "время терпит", поскольку пролонгацию договора якобы можно формализовать за считаные дни". "И это несмотря на наши неоднократные разъяснения, что продление ДСНВ - не "техническая операция", а довольно продолжительный процесс, требующий от российской стороны соблюдения ряда внутренних законодательных процедур. В ответ мы слышим неоднозначные комментарии (как, например, в ходе брифинга неназванного "старшего должностного лица" Госдепартамента 9 марта) о характере взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти в России. В связи с этим вызывает недоумение отказ внешнеполитического ведомства [США] от предложенных нами консультаций с участием юристов двух стран по правовым аспектам потенциальной пролонгации соглашения. Замечу лишь, что по опыту рассмотрения аналогичных документов в Федеральном собрании нашей стране потребуется несколько месяцев", - добавил Антонов.
Формат ядерного разоружения
По словам Антонова, зацикленность США на попытках создать трехсторонний формат ядерного разоружения - с участием Москвы, Пекина и Вашингтона - способна стать серьезным препятствием для российско-американского диалога по стратегической стабильности, сохранения существующих договоренностей и выработки новых соглашений.
"Мы не раз говорили, что с подписанием ДСНВ фактически исчерпаны возможности для дальнейшего сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений на двусторонней основе. И что последующее продвижение на этом треке потребует подключения других государств с военным ядерным потенциалом. Напомню нашу позицию по этому вопросу, сформировавшуюся еще в 2010 году", - заявил дипломат.
"Однако, - подчеркнул он, - нам непонятно, почему в данном контексте американские коллеги говорят исключительно о Китае". "Давайте подключим к такой работе ядерно-значимых членов НАТО - Великобританию и Францию. Об этом фактически в мартовском интервью вашему журналу говорил спецпредставитель президента [США] по нераспространению посол Джеффри Эберхардт", - отметил Антонов.
По его словам, Москва убеждена, что "взаимодействие с третьими странами в выработке возможных новых договоренностей в этой области должно осуществляться строго на основе консенсуса и без ущерба для законных интересов безопасности сторон". "Пекин недвусмысленно обозначал неприятие идеи вовлечения Китая в некие <...> трехсторонние договоренности по контролю над ядерными вооружениями. Полагаем, что "зацикленность" на трехстороннем формате может стать серьезным препятствием для развития российско-американского стратдиалога, в частности, в том, что касается сохранения существующих договоренностей и выработки возможных новых двусторонних соглашений", - сказал посол.
Двусторонняя повестка сохраняет актуальность
Антонов заверил, что "российско-американская двусторонняя повестка в сфере контроля над вооружениями сохраняет актуальность". "Мы открыты к обсуждению в рамках стратегического диалога вопроса о новейших и перспективных системах оружия, не подпадающих под действие ДСНВ. Однако разговор по данной тематике должен вестись комплексно, с учетом взаимных интересов. В то же время продление ДСНВ дало бы России и США возможность в условиях стратегической предсказуемости обсудить будущее как двустороннего, так и многостороннего режима контроля над вооружениями", - добавил дипломат.
Кроме того, он подтвердил, что Москва считает ошибкой "форсированную разработку открытого для подписания Договора о запрещении ядерного оружия". Этот документ, по оценке Антонова, лишь подрывает Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и создает дополнительную напряженность между его участниками. "Исходим из того, что полная ликвидация ядерного оружия возможна только в контексте всеобщего и полного разоружения в условиях обеспечения равной и неделимой безопасности для всех, в том числе и для обладателей ядерного оружия, в соответствии с ДНЯО", - указал посол.
На его взгляд, "существенный вклад в прогресс в области ядерного разоружения" внесло бы "продление ДСНВ" и объявление США и их союзниками "моратория на развертывание РСМД [ракет средней и меньшей дальности] наземного базирования".
Мораторий на развертывание РСМД
Россия считает, что введение многостороннего моратория на размещение ракет средней и меньшей дальности потребовало бы создания дополнительного верификационного механизма, сообщил Антонов.
"Исходим из того, что многосторонний мораторий по предложенной Россией схеме потребует дополнительных верификационных мер. Особенно учитывая, что на территории Румынии уже развернуты (а вскоре это произойдет и в Польше) пусковые установки [США], пригодные для запуска ракет средней дальности. Это наглядно продемонстрировало испытание крылатой ракеты Tomahawk морского базирования с наземной установки Мk-41, проведенное Пентагоном 18 августа прошлого года", - сказал дипломат. При этом он заверил, что Москва готова к совместной работе с целью подготовки означенных мер проверки. "В случае заинтересованности наших американских и европейских партнеров Россия готова к проработке соответствующих технических аспектов верификационного режима", - подчеркнул Антонов.
Он также отметил, что США так и не подкрепили доказательствами утверждения о несоответствии новой российской системы 9М729 Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) от 1987 года. Это российско-американское соглашение летом прошлого года прекратило свое существование в связи с выходом из него Соединенных Штатов. "Что касается ракет 9М729, то напомню, что якобы имеющиеся у США и НАТО "доказательства" нарушения нашими системами ДРСМД (в период его действия) так и не были представлены ни нам, ни мировой общественности", - заявил посол.
"В послании президента России Владимира Путина к лидерам ведущих стран, в том числе США и другим государствам - членам НАТО, от 18 сентября 2019 года говорится, что наша страна взяла на себя добровольное обязательство не размещать ракеты средней и меньшей дальности в Европе и других регионах, пока от этого будет воздерживаться американская сторона, - продолжал Антонов. - Мы неоднократно призывали остальные страны поддержать данную инициативу в целях предотвращения новой гонки ракетных вооружений, прежде всего на европейском континенте".
По словам дипломата, Россия "открыта для обсуждения проблематики РСМД со всеми заинтересованными странами". "Прежде всего, призыв объявить мораторий, аналогичный тому, что уже соблюдает наша страна, направлен Вашингтону и его союзникам в Европе и АТР", - добавил посол.
Суть ДСНВ
ДСНВ был подписан Россией и США в 2010 году. Согласно его условиям, каждая из сторон сокращает свои СНВ таким образом, чтобы через семь лет после его вступления в силу и в дальнейшем их суммарные количества не превышали 700 единиц для развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ), 1550 единиц для боезарядов на них, 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и ТБ.
Договор остается в силе в течение 10 лет (до 5 февраля 2021 года), если не будет заменен до этого срока последующим соглашением. Он также может быть продлен не более чем на пять лет (то есть до 2026 года) по обоюдному согласию сторон.
Москва призывает Вашингтон не затягивать с решением вопроса о возможности продления договора и характеризует его как золотой стандарт в области разоружения.
Как указывал президент России Владимир Путин в интервью газете Financial Times в июне минувшего года, "если и этот договор прекратит существование, то, по сути, в мире вообще не будет никаких инструментов, сдерживающих гонку вооружений".
Выступая 12 февраля в Атлантическом совете в Вашингтоне, помощник президента США по национальной безопасности Роберт О'Брайен заверил, что Трамп весьма заинтересован в диалоге с Россией по вопросам разоружения и контроля над вооружениями. Тем не менее Вашингтон сформулирует свою позицию относительно целесообразности продления ДСНВ позже, добавил советник главы администрации США.