МОСКВА, 23 декабря. /ИТАР-ТАСС/. Ровно век назад совершил под Санкт-Петербургом первый полет знаменитый российский самолет "Илья Муромец". Он стал прототипом многих четырехмоторных лайнеров ХХ столетия в разных странах и принес славу своему конструктору и летчику Игорю Сикорскому.
Как рассказал ИТАР-ТАСС ведущий специалист научного сектора Российского военно-исторического общества (РВИО) Константин Пахалюк, первый полет был тренировочным, а через два дня, 12 декабря, на самолете подняли груз в 1,1 тонны, что для того времени стало грандиозным рекордом. За этим последовали еще, по меньшей мере, два рекорда: 12 февраля 1914 года на "Илье Муромце" поднялись в воздух 16 человек и собака, а 17 июня был совершен перелет Санкт-Петербург - Киев, увенчавшийся настоящим триумфом. Главному конструктору Игорю Сикорскому было всего 24 года, и свой самолет он в большинстве полетов пилотировал сам.
"Илья Муромец" считается первым в мире серийным четырехмоторным самолетом. Правда, у него был предшественник - "Русский витязь", созданный Сикорским в начале того же 1913 года.
"Уже тогда его успех был замечен Николаем II, - отметил Пахалюк, - а Государственная Дума премировала конструктора очень большой суммой в 75 тыс. царских рублей. Но вскоре случилась авария: во время конкурса военных аэропланов над "Русским Витязем" пролетал другой самолет, и как назло, внезапно отвалившийся двигатель упал с него прямо на крыло "Витязя". Сикорский при этом не пострадал и занялся новым проектом".
Огромный по тем временам самолет имел размах крыла 31 метр, длину 19 метров и был оборудован четырьмя двигателями. Сначала это были немецкие "Аргусы", по 140 лошадиных сил каждый. "Муромец" представлял собой деревянный биплан с моторами на нижнем крыле. Для того времени машина была на передовом уровне научной мысли. Сначала поставили и "третье крыло", но испытания не подтвердили его пользы. "Илья Муромец" проектировался одновременно как бомбардировщик и как пассажирский самолет, и если бы история развиваласьиначе, тогда же и было бы положено начало регулярной пассажирской авиации в России. Но началась Первая мировая война.
"Сразу после полета Петербург-Киев было принято решение поставлять эти самолеты в войска, - рассказал Константин Пахалюк. - Первое время они действовали разрозненно, потом решили их объединить в эскадру воздушных кораблей под командованием Михаила Шидловского, крупного промышленника, которого произвели сразу в генерал-майоры. В феврале 1915 года "Илья Муромец Киевский" под командой штабс-капитана Горшкова впервые произвел бомбардировку Восточной Пруссии.
"Муромец" использовался как бомбардировщик и разведчик, на нем была установлена фотоаппаратура для аэрофотосъемки и пулеметы, чтобы отбиваться от противника. Общее число выпущенных самолетов историки оценивают в 60 штук, однако в боевых действиях приняло участие около 40 бомбардировщиков. Вместо немецких моторов, поставили английские "Санбим" и французские "Рено", а также пытались производить свои.
После революции в России, Игорь Сикорский продолжил свою деятельность в эмиграции, в частности в США, где прославился и вертолетами. Четырехмоторные самолеты оказались не самыми распространенными, в том числе, по причине появления более мощных двигателей. Но с четырьмя двигателями успешно производились американские "летающие крепости", советские дальние бомбардировщики, а во второй половине ХХ века - многие пассажирские турбовинтовые лайнеры.