Все новости
Обновлено 

Медведев назвал углеродный налог ЕС "скрытым протекционизмом под благовидным предлогом"

Замглавы Совбеза заявил, что нужно продумать меры поддержки российских компаний на случай введения в ЕС углеродного сбора

МОСКВА, 26 августа. /ТАСС/. Углеродный налог ЕС является "скрытым протекционизмом под благовидным предлогом", который помешает доступу товаров из РФ на европейский рынок. Такое мнение высказал замглавы Совбеза Дмитрий Медведев в среду на совещании об обеспечении долгосрочных интересов Российской Федерации в условиях введения с 2025 года углеродного налога в ЕС.

"По оценкам академии наук, финансовые потери отечественных экспортеров будут составлять миллиарды евро. Эту цифру пока невозможно в полном объеме, конечно, посчитать, но речь идет об очень значительных выпадающих доходах", - констатировал он. "Таким образом, этот углеродный налог может резко увеличить конкурентоспособность товаров из европейских стран по отношению к другим государствам, включая и нашу страну. По сути это такой скрытый протекционизм, правда, под очень благовидным предлогом, который будет мешать доступу наших товаров на рынок Европейского Союза", - добавил Медведев.

Власти должны продумать меры поддержки российских компаний, которые могут потерять миллиарды евро в случае введения в ЕС углеродного сбора, заявил зампред Совета безопасности.

"Надо подумать о том, как поддержать наиболее уязвимые предприятия и отрасли в случае, если такие решения вступят в силу: поддержать и внутри страны, и, может быть, мерами внешнего реагирования", - подчеркнул Медведев.

Замглавы Совбеза напомнил, что новый механизм должен войти в новый европейский закон о климате, который должен быть принят в 2021 году, а его полномасштабное введение может быть осуществлено уже с 2025 года. Он добавил, что по мнению европейских коллег, все это поможет достичь главной цели Парижского соглашения по климату - удержать рост глобальной средней температуры в пределах 1,5-2 градусов по Цельсию.

Тем не менее, по словам Медведева, несмотря на то, что многие страны, в том числе и Россия, ратифицировали Парижское соглашение, стремление европейских партнеров ввести углеродный налог под прикрытием климатической повестки дня уже вызвало обеспокоенность целого ряда государств, которые ориентируются в своих поставках на экспорт. Он уточнил, что Германия относится "весьма сдержанно" к этой инициативе, США и Китай также восприняли эту перспективу "без восторга".

"Для российской экономики <...> это будет иметь весьма серьезные последствия, могут пострадать наши базовые отрасли, такие как черная, цветная металлургия, химическая промышленность, энергетика, и из-за такого трансграничного регулирования могут значительно сократиться потребление и российской нефти, и российского угля", - заключил зампред СБ РФ.

Медведев отметил, что подобный механизм на уровне ЕС, "если его вводить без каких-либо ограничений и комментариев, будет противоречить нормам действующих международных соглашений, включая и рамочную конвенцию ООН по изменению климата, которая не позволяет использовать меры борьбы с изменением климата для ограничения международной конкурентоспособности". По словам Медведева, России нужно вести по этой теме "переговоры и в двустороннем формате с ЕС, и на профильных международных площадках", включая ВТО.

Зампред СБ напомнил, что правительство России разрабатывает в настоящее время правовую основу для регулирования выбросов парниковых газов и, в частности, будет "актуализировать отечественные подходы по такой продукции, чтобы они получили признание, в том числе и на международном уровне".

В декабре 2019 года Еврокомиссия (ЕК) запустила проект "Зеленая сделка" (Green Deal), нацеленный на переход к более экологичной жизни в Евросоюзе, в рамках которого ЕК намерена представить целый ряд инициатив и законопроектов в ближайшие годы. Переход к экономике с нулевыми углеродными выбросами планируется к 2050 году, однако до настоящего времени нет конкретных расчетов, как именно она предполагает это сделать на практике. Одна из мер в рамках "Зеленой сделки" - введении углеродного сбора на импорт товаров.