18 февраля 2014, 12:41

Кремль: Россия обжалует решение о продаже с аукциона здания торгпредства РФ в Стокгольме

ИТАР-ТАСС

По итогам торгов здание продано за 2,2 млн евро

МОСКВА, 18 февраля. /ИТАР-ТАСС/. Россия обжалует решение по продаже здания торгпредства РФ в Стокгольме, защищенного дипломатическим иммунитетом. "Любые попытки проникновения или иного рода действия, которые могут быть истолкованы как угроза безопасности и спокойствию дипломатической миссии и ее персоналу, будут немедленно пресечены", - заявил ИТАР-ТАСС пресс-секретарь управляющего делами президента РФ Виктор Хреков. По его словам, Россия рассматривает прошедший в Стокгольме аукцион "как грубейшее нарушение норм международного права". Хреков подчеркнул, что таким образом "в очередной раз продемонстрировано существование двойных стандартов в политике так называемых западных демократий".

"Шведское государство, самочинно решившее преподать Российской Федерации урок права, настолько увлеклось своей ролью наставника, что не обратило внимания на фундаментальные нормы, являющиеся краеугольным камнем, положенным в основу межгосударственного взаимодействия", - сказал Хреков. Он пояснил, что "неоправданное стремление во что бы то ни стало защитить имидж арбитражного института Торговой палаты Стокгольма, принявшего изначально неправосудное решение, привело сегодня к тому, что из нейтрального исполнителя Шведское государство превратилось в ответчика". "Защита дипломатической недвижимости и соблюдение положений Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года является прямой обязанностью властей страны аккредитации дипломатической миссии", - добавил пресс-секретарь.

"Швеция может быть уверена в симметричном ответе со стороны России, которая в сложившихся обстоятельствах вынуждена защищать свои суверенные иммунитеты и права всеми доступными способами", - заявил представитель управления делами.

Дипломатический статус зданий торгпредства

Ранее Хреков заявил, что решение шведских властей противоречит нормам международного права, и напомнил, что в 2011 году на состоявшихся официальных переговорах в министерстве иностранных дел Швеции с участием представителей управления делами президента РФ и посольства РФ в Стокгольме шведская сторона подтвердила безусловный дипломатический статус зданий торгпредства России в Швеции, зафиксировав это в официальной ноте шведского дипломатического ведомства от 11 августа.

Пресс-секретарь управляющего делами президента РФ отметил, что "служба взысканий была официально проинформирована министерством иностранных дел Швеции о том, что помещения дипломатического представительства не могут быть объектом для принудительного взыскания".

"Поэтому, учитывая эти факты, объявление службой взыскания Швеции о проведении аукциона и само это мероприятие в случае его проведения не имеют для российской стороны юридической силы и будут проигнорированы", - заявил Хреков, добавив, что "любые попытки проникновения на территорию торгпредства и в здание будут пресекаться в соответствии с нормами международного права".

Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич также заявил, что Россия не признает судебного решения о продаже здания торгпредства РФ в Стокгольме и рассматривает его как грубое нарушение норм международного права.

Судебный конфликт

В октябре 2010 года Cтокгольмский окружной суд принял решение об аресте имущества - жилого дома торгпредства - по заявлению немецкого бизнесмена Франца Зедельмайера, требующего взыскать с России около €5 млн компенсации потерянных инвестиций при попытке организовать бизнес в Санкт-Петербурге в 1990-х годах. Российская сторона в своей апелляции обратила внимание на то, что "все активы РФ на территории Швеции являются собственностью государства и используются в целях, на которые распространяется как государственный, так и дипломатический иммунитет".

В начале июля 2011 года Верховный суд Швеции оставил решение окружного суда в силе, отметив, что он "разделяет понятия государственного и дипломатического иммунитетов" и считает, что в данном случае первый не распространяется на оспариваемое имущество, в том числе и потому, что большинство пользующихся жилым домом лиц не имеют дипломатического статуса.