Технопарк универсальных педагогических компетенций УрГПУ: новая точка на карте возможностей

21 марта в ТАСС (г. Екатеринбург) состоялась пресс-конференция, посвященная созданию технопарка универсальных педагогических компетенций УрГПУ.

О технопарках универсальных педагогических компетенций "Учитель будущего поколения России", функционировании технопарка Уральского государственного педагогического университета, подготовке учителей с учетом новой инфраструктуры и модернизированного оборудования, задачах социального партнерства, а также о подготовке педагогов для городов присутствия УГМК и других территорий расскажут проректор Академии Министерства просвещения РФ Хож-Ахмед Халадов, ректор Уральского государственного педагогического университета, профессор, доктор психологических наук Светлана Минюрова и начальник отдела высшего образования и развития педагогических кадров министерства образования и молодежной политики Свердловской области Альберт Шавалиев.

"Начну с важных посылов, которые есть в системе педагогического образования. Во-первых, это распоряжение Правительства РФ от 6 апреля 2020 года, где говорится о том, что в подведомственные организации Министерства просвещения РФ вошли 33 педагогических вуза. Всего подготовкой учителей в РФ занимается около 240 вузов, из которых на эти 33 приходится почти половина учителей, которые готовятся для РФ. Соответственно, Министерством просвещения РФ было акцентировано внимание на качестве подготовки учителей. После проведенного анализа по содержанию таких направлений подготовки как "учитель математики" и "учитель истории" было выявлено, что достаточно серьезный дисбаланс происходит в содержании подготовки учителей", - начал пресс-конференцию проректор Академии Министерства просвещения РФ Хож-Ахмед Халадов. - Но поскольку мы говорим о едином образовательном пространстве, то для Министерства просвещения встал вопрос о том, как идти в этом направлении единым фронтом. Во-вторых, в соответствие с поручением по реализации послания Президента РФ от 2 мая 2021 года было выделено 10 млрд на капитальный текущий ремонт и оснащение педагогических вузов материально-технической базой. Был произведен поиск для создания единой системы подготовки кадров в РФ. Ориентируясь на универсальные педагогические компетенции, на необходимость междисциплинарного подхода было предложено создать на базе педагогических вузов технопарки, которые должны стать той инфраструктурой, материально-технической базой для совершенствования системы подготовки кадров. И не только подготовки кадров, но и для коммуникации со всеми интересантами, в том числе школы, систему дополнительного профессионального образования, родительское сообщество, бизнес и других стейкхолдеров. Решили, что после создания материально-технической базы мы должны подумать и о едином подходе подготовки кадров. Ассоциация развития педагогических организаций выступила с инициативой разработать ядро педагогического образования, которое должно стать тем минимумом требований содержательной программы в процессе подготовки будущего учителя. Министерство просвещения ориентируется на создание не только единой материально-технической базы, но и на единые подходы в процессе подготовки. Конечно, дальше мы будем говорить и о том, чтобы этот минимум требований касался качества подготовки будущих учителей. Таким образом, наши решения реализуются, 33 вуза имеют прекрасную материально-техническую базу, где мы можем говорить о новом витке не только содержания, но и привлекательности педагогических вузов. Буквально на этой неделе будет выстраиваться дорожная карта реализации ядра перехода 33 педагогических вузов с 1 сентября по новым формам подготовки. Дальше мы будем говорить о качестве образования, мне кажется, эта форма будет привлекательна и для других вузов, которые готовят учителей. Не стану скрывать, что сейчас идет подготовка ядра для системы среднего профессионального образования, колледжи здесь не отстают, этот процесс принимает формат единого образовательного пространства".

"Прежде всего мы нацелены на качественно новый уровень подготовки педагогических работников, создание той материально-технической базы, на которую мы вышли благодаря инициативам Министерства просвещения, Правительства, президента нашей страны. Все это позволило создать площадку качественно нового уровня. Что же происходит в Уральском государственном педагогическом университете в Екатеринбурге на сегодняшний день? Создана новая площадка, точка роста для педагогического образования в центре города по адресу г. Екатеринбург, Карла Либкнехта, 9 а, в пятиэтажном корпусе 1959 года постройки, который мы трансформировали и создали новое пространство, включающее в себя: общественное пространство - коворкинг и нетворкинг, педагогический кванториум, IT-кластер и фундаментальный естественно-научный кластер, актовый зал, голографический зал, зал для проведения пресс-конференций, медиазал и многие другие.

Таким образом, появилась и начала активно функционировать качественно новая, модернизированная площадка, которая содержит все необходимое, чтобы выстраивать новые компетенции по принципу взаимодополняемости. Это цифровые лаборатории по физике, химии, биологии, учебно-исследовательские лаборатории, например, по генетике, физиологии, альтернативной энергетике, экспериментально-демонстрационное оборудование, наборы по механике и мехатронике, образовательные наборы для изучения аддитивных технологий и быстрого прототипирования.

На этом этапе мы создали мощную платформу для изучения естественно-научных дисциплин, для проектирования деятельности и соблюдения принципа междисциплинарности и взаимодополняемости. Использование оборудования на тех или иных учебных дисциплинах выходит на первый план. Это позволяет нам качественно перестроить образовательный процесс программы бакалавриата и магистратуры. Мы формируем план на следующий год, исходя из возможностей этого оборудования. Сейчас мы запускаем новую магистерскую программу по междисциплинарному изучению естественных наук, на которую приглашаем не только выпускников нашего университета, но и выпускников иных вузов, а также действующих педагогов, которые могут также прийти и обучаться.

Если говорить о тех событиях, которые пройдут уже на этой неделе, завтра на площадке технопарка стартует экспресс-игра "Этажи", куда приглашены студенты нашего университета. Игра включает в себя различные квесты, испытание всего оборудования, которое представлено в технопарке. Например, стол "Пирогов" - это оборудование для изучения физиологии. Также студенты будут использовать студию для записи пробных интервью с будущими работодателями. Точкой притяжения станет голографический зал, таких в Екатеринбурге больше не представлено, в котором можно попробовать свои силы в качественно новых технологиях создания голографических представлений.

23 марта 2022 года мы приглашаем на площадку технопарка школьников, учащихся 5-10 классов в педагогический кванториум, где сейчас проходит научно-практическая конференция "Старт в науку", где школьники защищают проекты, доклады естественно-научной направленности.

24 марта 2022 года открываем площадку для межвузовской активности. Ожидаем коллег из организации "Россия - страна возможностей". У нас будет проходить "День компетенции", на который приглашены коллеги из УрГЭУ, УГМУ, студенты нашего вуза. Здесь же к нам подключатся коллеги российского общества "Знание", так как на площадке университета действует филиал общества. Ожидаются дискуссии, лекции, мастер-классы для всех участников этого пространства.
В конце недели пройдет заседание совета по развитию педагогического образования в Свердловской области, где мы обсудим тематику "Адресная подготовка педагогов как действенного механизма кадрового дефицита педагогических работников в образовательных организациях Свердловской области".

Технопарк дает старт не только подготовке студентов, но и вход в это пространство всех его участников", - резюмировала ректор Уральского государственного педагогического университета, профессор, доктор психологических наук Светлана Минюрова.

"Технопарк преследует как минимум две цели, основанные на двух принципах. Первый принцип - опережающий характер системы образования. Потому что этимология слова "образование" - слово "образ", образ будущего. Поэтому технопарк позволяет определить подготовку педагогов с точки зрения опережающего характера. Это проявляется в материально-технической базе, на которой отрабатываются новые педагогические технологии. А также то, что материально-техническая база значительно превосходит ту базу, которая имеется в общеобразовательных организациях. В Свердловской области сейчас идет модернизация образовательных организаций.

Второй принцип - практикоориентированность. Технопарк - это площадка для того, чтобы в экспериментальном режиме рассмотреть возможность взаимодействия между будущими педагогами и теми школьниками, которые будут приходить на эту площадку. Мы надеемся, что в рамках этого процесса, многие дети, которые приходят из школ, для себя определят в будущем миссию быть преподавателем. На создание и развитие технопарков было выделено 10 миллиардов, но даже мы сейчас понимаем, что этих средств на перспективу будет недостаточно, так как все быстро развивается, идет обновление оборудования, поэтому есть необходимость в том, чтобы привлекать дополнительные средства. В этой связи в Свердловской области в прошлом году было подписано соглашение между Министерством образования и молодежной политики Свердловской области, УрГПУ и УГМК - компанией, которая на территории Свердловской области имеет большое количество предприятий. Технопарк - определенный механизм для достижения целей, а при подготовке специалистов, например, среднего звена, нужно смотреть вглубь школы, то есть как формировались потенциальные знания, отношение к естественно-научному циклу у школьников. Это соглашение преследовало то, чтобы на уровне муниципалитетов, где существуют предприятия УГМК, обратить особое внимание на подготовку по естественно-научным дисциплинам. Например, в прошлом году средний тестовый балл по физике составил 54, по химии - 55, по информатике - 65, по биологии - 52. На уровне Российской Федерации показатель неплохой, но для Свердловской области, как для промышленного региона, мы хотели бы, чтобы средний балл был более 60", - сообщил начальник отдела высшего образования и развития педагогических кадров министерства образования и молодежной политики Свердловской области Альберт Шавалиев. - А для этого, в первую очередь, необходимо обратить внимание на материально-техническую базу в общеобразовательных организациях. Финансируя дополнительно площадки в общеобразовательных организациях, взаимодействуя с УрГПУ, мы будем создавать условия для повышения качества общего образования, а также для поступления абитуриентов в и технические вузы, и в педагогический университет для последующей педагогической деятельности".