Форум "Современный учитель - взгляд в будущее"

18 ноября в пресс-центре ТАСС (г. Екатеринбург) состоялась пресс-конференция, посвященная подведению итогов международного научно-образовательного форума "Современный учитель - взгляд в будущее" в Екатеринбурге.

О высшем педагогическом образовании на Урале и итогах международного научно-образовательного форума "Современный учитель - взгляд в будущее" рассказали и. о. министра образования и молодежной политики Свердловской области Юрий Биктуганов и ректор УрГПУ Светлана Минюрова.

"Регион насыщен многими событиями в области подготовки педагогических кадров. Сегодня с УрГПУ и РГППУ мы проводим ряд тематических конференций обмена опытом. Хотим показать опыт работы наших педагогов. Есть условия и возможности для того, чтобы сделать акцент с точки зрения того, каким сегодня должен быть современный педагог. Потому что жизнь меняется, общество, дети, родители. Но и особенно в сегодняшних условиях, когда принят Федеральный закон о том, что система образования - это не услуга, вместе с тем повышается ответственность образовательных организаций за воспитательную работу. Это тот основной тренд, который определен в части важного и главного для наших выпускников педагогических вузов. В Свердловской области сегодня работает более 75 тыс. педагогических работников в компетенции государственной и муниципальной системы. Мы хотели бы, чтобы наши педагогические кадры, наши педагоги и выпускники образовательных организаций видели перспективу, социальную поддержку, внимание государства. Если говорить о самых простых вещах, как поддержка студентов, вы знаете, не каждый регион России, к сожалению, сохраняет на три года для выпускников колледжей и вузов первую квалификационную категорию. Во-первых, это сразу заработная плата учителя, который защищается и аттестуется на вторую квалификационную категорию. Во-вторых, то, что мы сегодня видим в части поддержки наших педагогов, мы видим, как им тяжело: и эмоциональное выгорание, тяжело психологически. Точно также мы видим, как не в каждом регионе есть санатории, как у нас, которые поддержаны Правительством Свердловской области, они возмещают практически всю стоимость оздоровления наших педагогов в санаториях, которые вмещают сегодня более 200 человек в смену. Поэтому говоря о наших перспективах развития системы образования, мы видим с каким настроением педагог идет в класс, встречается с родителями, детьми. И этот настрой должен быть подкреплен уверенностью, что у нашего учителя есть возможности для участия в проектах, получения достойной заработной платы, социальных условий, улучшения бытовых условий. За последнее время в рамках поддержки педагогов, особенно в сельской местности, реализуется проект по выделению беспроцентных субсидий на строительство жилья. Педагог получает выплату и улучшает свои жилищные условия. Мы понимаем, что более 200 педагогов уже это сделали, получив данную субсидию. Мы в проект "Земский учитель" сегодня, в соответствии с Указом Президента РФ, ежегодно привлекаем более 50 человек, и этот проект будет продолжаться, в 2024 году мы участвуем в проекте с привлечением в Свердловскую область педагогов в количестве 95 человек. Вот эти мероприятия дают уверенность и возможность участия наших выпускников, педагогов в тех проектах, которые поддержаны сегодня Правительством Свердловской области, губернатором. Вы знаете, даже моральный стимул "Заслуженный учитель Свердловской области", который бы инициирован нашими же педагогами, сегодня уже реализован, и 8 первых педагогов получили единовременную выплату за присвоение этого звания, они ежемесячно получают доплаты. Сегодня в Свердловской области создан 51 психолого-педагогический класс, который ориентирует наших выпускников школ на учительскую профессию. Поступая, мы сразу с ними заключаем договор целевой подготовки со всеми социальными гарантиями, которые может наш выпускник иметь по окончании педагогического вуза. Выпускник всегда будет знать, что трудоустройство, плата, социальные условия будут гарантированы. Не могу не отметить, что у нас очень серьезный резерв качественно подготовленных педагогов. В Свердловской области 8 педагогических колледжей. Это тоже очень важный аспект, когда мы можем говорить о том, что в школу приходят не случайные люди, а люди, готовые на социально ориентированную работу с ребенком, родителями, участниками образовательного процесса. Поэтому задачи перед нами стоят серьезные. Мы стараемся видеть наших коллег, в первую очередь, как идеологов, предметников, которые, занимаясь обучением, воспитанием, укрепляют нашу государственность", - рассказал и. о. министра образования и молодежной политики Свердловской области Юрий Биктуганов.

"Конечно, название форума "Современный учитель - взгляд в будущее" - это, с одной стороны, красивое название, а с другой - реальность. Потому что педагог - это тот человек, который каждый день создает будущее через те знания, умения, компетенции, ценности, смыслы, которые он вкладывает в маленьких детей, молодежь, которые завтра станут творцами настоящего и будущего нашей страны. И поэтому форум становится традиционным, второй раз на площадке в Екатеринбурге собирается более 1,5 тыс. педагогов из разных уголков нашей страны всех уровней образования: от дошкольного до высшего. 55 вузов участвует в нашем форуме, из них только 23 - педагогические, ведь не только педагогические, но и классические университеты готовят педагогов. И для нас очень важно, чтобы было единое образовательное пространство, чтобы на уровне и педагогического колледжа, и педагогического вуза наши будущие учителя знали и понимали те стандарты, по которым формируется единое образовательное пространство в нашей стране, и уже сейчас освоили новые технологии. А благодаря проекту Министерства просвещения РФ "Учитель будущего поколения России" в педагогических университетах сейчас созданы очень хорошие условия: педагогические кванториумы, технопарки, оснащенные лаборатории по естественно-научным дисциплинам - химия, биология, анатомия, генетика, физика, IT, все, что связано с дополненной реальностью. Именно поэтому площадки педагогических университетов, в частности нашего Уральского государственного педагогического университета, становятся важными площадками обмена лучшими практиками во время таких форумов. Более 42 мероприятий проходит в течение этих двух дней в Екатеринбурге как в режиме реального времени, так и онлайн, идут дискуссии, обсуждения, мастер-классы и даже химический турнир прошел вчера на площадке университета. Какие проблемы обсуждаются в рамках этих событий? Во-первых, это, конечно, создание единого образовательного пространства. Во-вторых, это все, что связано с инновациями в цифровой информационной среде и медиаобразовании: как сделать так, чтобы социальные сети, порталы стали насыщенными теми знаниями, которые современным молодым людям, родителям, педагогической общественности будут полезны. В-третьих, вопросы наставничества. Для того, чтобы инновационные технологии усваивало самое разное сообщество, и родительское, и педагогическое, очень важно, чтобы мы не забывали, что учиться можно и у молодых людей, которые прекрасно владеют с детства цифровыми технологиями. Есть такое понятие "реверсивное наставничество", когда более молодые люди, имеющие очень хорошие компетенции в современных технологиях и инновациях, обучают своих старших товарищей. И в педагогической среде это принятая технология передачи опыта на сегодняшний день. И не случайно накануне Года педагога и наставника тема реверсивного наставничества обсуждается на площадках нашего форума так же, как тема воспитания. Это не только педагогическое сообщество, подключаются коллеги из других ведомств. Уже второй год в рамках педагогического форума в Екатеринбурге работает отдельная площадка, интегрированная в наше общее пространство, на базе следственного управления Следственного комитета РФ по Свердловской области. И действующие сотрудники, и ветеранские организации на этой площадке обсуждают, как передавать опыт воспитания следующему поколению, делятся практиками. И еще одни очень важные партнеры есть у форума - это Министерство международных и внешнеэкономических связей Свердловской области. В год тридцатилетия дипломатических отношений России с Центральной Азией на площадке форума организован специальный круглый стол, в котором принимают участие представители, генеральные консулы Республик Киргизия, Узбекистан, Таджикистан в Екатеринбурге. Кроме того, подключаются наши коллеги из пяти стран СНГ, Китая, Монголии для обсуждения развития единого пространства в рамках евроазиатского партнерства, продвижения русского языка как иностранного, поиска идей, как наши молодые поколения могут вместе шагать в будущее. Результатом работы форума является не только обмен мнениями, но и очень хороший багаж тех видеоматериалов, презентаций, которые все участники могут использовать. И, конечно, сборник, причем это не просто статьи, а реальные учебно-методические пособия, комплексы, которые любой педагог может взять и использовать в своей реальной педагогической практике", - резюмировала ректор УрГПУ Светлана Минюрова.