В зале 3.9 МВЦ "Екатеринбург-Экспо" в рамках международной выставки "Дорога 2024" состоялась сессия ТАСС "Технологическая независимость в дорожно-коммунальном машиностроении".
О влиянии санкций на развитие коммунального и дорожного машиностроения в России, изменениях в подходах к импортозамещению отрасли, проблемах локализации производства и дефицита компонентной базы, применении новых технологий зимнего содержания дорог, а также о современных тенденциях создания безопасной городской среды рассказали заместитель начальника Управления сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Станислав Черторыжский, заместитель председателя комитета РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и государственно-частному партнерству, генеральный директор Национальной ассоциации инфраструктурных компаний Мария Ярмальчук, министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Алексей Нечаев, председатель комитета по благоустройству Санкт‑Петербурга Василий Пониделко, заместитель главы Екатеринбурга Алексей Бубнов, исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Юлия Антонова, председатель совета директоров АО "Кургандормаш", член правления РСПП Юрий Авдалов и советник генерального директора по развитию Уральского завода противогололедных материалов Евгений Немировский.
"В России в отрасли машиностроения задействовано много крупных предприятий. Санкционное воздействие улучшило взаимодействие с заказчиком: если раньше он смотрел в сторону зарубежных партнеров, то сейчас жизнь заставила повернуться к российским производителям. Мы были готовы к этому, с 2014 года мы держим курс на импортозамещение, для этого были приняты необходимы акты. Первым делом появился запрет на госзакупки иностранной техники. Благодаря этому российские предприятия начали верить в свои силы. В среднем сейчас уровень локализации по специализированному машиностроению достиг 70 %. <…> Для рынка, привыкшего использовать иностранную технику, было сложно сразу пересесть на продукцию, на которую раньше не обращали внимания. Мы стараемся привлечь потребителя, снижая стоимость издержек, которые потребуются на обновление. Существует программа субсидирования скидок, где субсидируется та скидка, которую производитель делает потребителю: возмещается до 10-15 % цены за счет бюджета. Также давно реализуется программа субсидирования лизинга, который является одним из ключевых инструментов обновления автопарка. На прошлой неделе было принято постановление, которое регламентирует возможность госзаказа с авансированием не менее 80 % на российскую технику. <…> С учетом ключевой ставки происходит трансформация мер поддержки. Со следующего года Минпромторг РФ совместно с ДОМ.РФ планирует запустить программу льготного некоммерческого лизинга для госзаказчика", – выступил Станислав Черторыжский.
"2023-2024 годы стали беспрецедентными для отрасли по количеству новых введенных дорог, по доведению до нормативного состояния. Если мы говорим о технологическом суверенитете, можно уверенно сказать, что с точки зрения наших возможностей в части строительства дорог, мы находимся на пике. Мы готовы реализовывать амбициозные планы. <…> И ключевая ставка, и рост стоимости кредитных ресурсов говорят о том, что у нас растет долговая нагрузка. Чтобы выполнить работы, мы нарастили максимальный объем лизингового портфеля и существенно обновили объемы дорожно-строительной техники. Мы видим однозначный рост лизинговых платежей, что не сильно положительно влияет на финансовые показатели компаний. Наши компании работают в плотном взаимодействии с российским промышленным сектором. Еще 2,5 года назад у нас было 90 % отечественных стройматериалов, а российский парк техники составлял всего 10 %. <…> Нашим производителям требуется время, потому что техника трудоемкая. Нам необходимо быть уверенными, что мы готовы обеспечить дорожников необходимой техникой в сроки. На дорожниках лежит ответственность за качество и своевременность, штрафные санкции оплачиваем мы. Но когда нам говорят, какими средствами нам пользоваться, ответственность должна быть взаимная", – отметила Мария Ярмальчук.
"Мы понимаем последовательную политику государства по поддержке предприятий, созданию условий для производства отечественных материалов и комплектующих, снижению импортозависимости и обеспечению технологического суверенитета, в том числе Челябинской области и страны. Но мы видим, к чему стремятся наши подрядные организации. Понятно, что есть обязательства в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные дороги", но есть и пробелы, и мы это не скрываем. В Челябинской области 38 асфальтобетонных заводов, отечественных практически не осталось. За последние 5 лет было построено 10 – и все китайского производства. Принимает решение все-таки производитель. Мы уже слышали о проблемах поломки, долгого прохождения через границу, но производители уже научились с этим работать. <…> Мы производим у себя тяжелую технику, которая может применяться в строительстве дорог, в добычи строительных материалов. Но все, что касается укладки верхних слоев, мы работаем на импортной технике. Мы не можем навязать подрядчику, но мы можем его заинтересовать. Не так давно ООО "ДСТ-УРАЛ" организовано производство импортозамещающей продукции – одноковшовых гусеничных экскаваторов и экскаваторов-погрузчиков грузоподъемностью 20-36 тонн с локализацией 80%. Челябинская область – независимая, мы наладили работу так, что у нас есть и производство, и эксплуатация, и обслуживание", – сказал Алексей Нечаев.
"Для того, чтобы появлялась техника наших производителей, мы должны ее покупать. Если мы не будем покупать, она не будет и улучшаться. В 2022 году мы обновили 64 единицы техники, в 2023 – 272, и в этом году мы приобрели 281. И вся техника – отечественного производства. Мы не можем позволить себе купить внешне некрасивую технику, потому что она будет некрасиво смотреться на фоне набережных и Эрмитажа. Все должно соответствовать: сервис, техника и характеристики. Мы взаимодействуем с заводами и понимаем, что сегодня рынок труда формируют молодые ребята, которые будут работать с этой техникой. Поэтому техника должна быть удобная и современная. По сути, это должна быть работа, где операторы управляют джойстиком, и все предельно просто и понятно. Если это будет сложно, молодежь будет уходить в другие сферы. Хочется, чтобы работа была престижной и желанной. Работая с предприятиями, мы уделяем много внимания удобству рабочего место, системам обогрева и кондиционирования", – объяснил Василий Пониделко.
"Если мы говорим о содержании дорожной сети, хотелось бы разделить применение техники на две части. Первая – исполнение государственной программы "Безопасные и качественные дороги", вторая – содержание и уборка дорожной сети, парков и скверов. Поговорим больше про национальный проект. В Екатеринбурге его реализацией занимаются 4-5 подрядных организаций, у каждой 250 единиц техники. Два года назад у нас в обороте было 90 % импортных машин, сейчас – 80 %. Наступает период обновлений. Мы будем стремиться, чтобы все наши подрядные организации в конечном итоге перешли на местные решения. Вторая часть – это содержание и уборка парков и скверов. Здесь мы ничего не меняли. У нас 50 лет назад были созданы дорожные эксплуатационные учреждения – это наши муниципальные учреждения. Мы сами закупаем технику, около 8 лет отдаем предпочтение только отечественной. Обновляем и ремонтируем ее двумя способами: стараемся работать с официальными дилерами или брать в лизинг. Когда ломается техника с импортными запчастями, мы ждем поставки процессоров очень долго. Была ситуация, когда ждали 6-7 месяцев. Все это время техника простаивала, что неприемлемо. Поэтому мы видим необходимость переходить на машины полностью отечественного производителя", – поделился Алексей Бубнов.
"Национальная ассоциация зимнего содержания дорог плотно работает с городами и производителями техники. Главная проблема – в разных городах нужны разные машины. Технология, применяемая для уборки дорог в Краснодаре, не подойдет для Владивостока. Поэтому Ассоциация призывает к разработке технологии для городов, чтобы все обслуживающие организации работали в одном поле с одинаковыми требованиями. Есть ГОСТ, в котором указано, какие разделы должны входить в проект по содержанию города с учетом особенностей климата и городской инфраструктуры. Для Москвы технология была разработана в 2011 году. В 2023 году в доработке и получении государственной экологической экспертизы участвовала наша Ассоциация. Помимо обеспечения безопасности дорог для населения, важно, чтобы способы обслуживания улиц не наносили вред природе. Еще одна проблема: по нормативам у нас есть методические рекомендации по нормированию материальных ресурсов, определению стоимости и содержания ремонта муниципальных автомобильных дорог. К сожалению, самый свежий норматив датируется 2013 годом. Мы все понимаем, что за 10 лет появилась новая техника, материалы. Расчет бюджета производится по устаревшим данным. При этом обновление этих нормативов – достаточно дорогостоящая процедура. В связи с этим у нас притормаживается развитие отрасли, падает спрос на технику. Третья проблема – кадровый голод. Из 10 машин может работать 5 только потому, что людей не хватает. Нужно повышать квалификацию, но учить некого", – объяснила Юлия Антонова.
"Среди российских предприятий "Кургандормаш" – самое крупное. На сегодняшний день у нас в штате работает более 1 тыс. человек, из них – 102 инженера, занимающихся созданием новой техники. Мы производим дорожно-строительную, коммунальную технику, поставляем свою продукцию на 100% рынка России и СНГ. В регионах у нас есть сервисные центры. Санкт-Петербург и Екатеринбург – наши давние партнеры, друзья и главные критики. Именно в этих городах мы каждый год проводим испытания новых образцов техники. Недавно мы месяц эксплуатировали новые коммунальные машины в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге у нас проверяется практически вся линейка техники. Мы отслеживаем, сколько наших комбинированных дорожных машин используется, сколько граммов "Бионорда" насыпают. Стоимость содержания и обработки дорожного полотна является ключевой статьей бюджета в зимний период. Поговорим про импортозамещение. Техника для зимнего содержания дорог в нашей стране практически полностью локализована. Наша компания – лидер по производству дорожный пылесосов в России. Технику создаем исключительно на отечественных комплектующих. Хочется отметить сложную ситуацию с мостами для компактной коммунальной техники: у нас в стране их не производят. Мы использовали итальянские мосты. На сегодняшний день они локализованы силами нашего подрядчика – ЗМТ. Но мы уже произвели, собрали и испытали собственные мосты, которые планируем серийно выпускать и ставить на технику со следующего года. Чтобы было больше отечественной техники, нужно поддерживать производителя компонентной базой, мы все еще от нее сильно зависим. Нужно давать обратную связь, писать рекламации, быть в плотном контакте с производителем, чтобы компании могли совершенствовать машины. Конечно, необходимо стимулировать рост производства, от этого будет зависеть стоимость конечной машины. Для этого необходимо привести все стандарты к одному. Те же машины для Санкт-Петербурга могут не подойти по разным причинам для уборки дорог в Екатеринбурге", – рассказал Юрий Авдалов.
"Наши материалы – инновационные, они могут применятся только на качественной технике, на некачественной, к сожалению, они будут неэффективными и очень дорогими. Мы часто общаемся с производителями, работаем на территории всей России. Ситуация, которую мы наблюдаем, связана с использованием разной техники. Помимо климата приходится адаптироваться к машинам. Какая-то техника может делать распределение противогололедного материала по 5 граммов, какая-то – по 10. Не всегда мы можем под это подстроиться, что может сказаться на эффективности уборки и экологии. Весь мир применяет чистых хлорид в пределах 5-15 граммов. Нам тоже нужно к этому прийти. На нашем предприятии мы используем импортную технику, но собственную технологию. Мы посещали много регионов Финляндии, Швеции, Норвегии, Америки. Технология производства и применения материалов для обработки улиц в России лучше всех, потому что в других странах до сих пор используется обычная соль. Там для дорожных служб экология не важна. Наша власть относится к содержанию дорог комплексно: экологичность, эффективность, экономичность. Мы развили материалы, теперь нужно развивать технику", – подытожил Евгений Немировский.