История моей семьи – история России

22 ноября 2018, 13:00 Екатеринбург

22 ноября в РИЦ «ТАСС-Урал» прошел круглый стол в формате телемоста Екатеринбург – Санкт-Петербург – Москва в рамках научно-практической конференции по родоведению, при участии проекта "МИР" (Моя История Рода) - победителя конкурса президентских грантов.

Мероприятие начал руководитель общенационального проекта "МИР", советник Главного редактора ТАСС Александр Пашков. "Я этой темой интересовался давно, и не просто так. Лично я, к сожалению, все еще до конца не разобрался в своей родословной. Мои родители не любили говорить о своих корнях. Еще в детстве расспрашивал отца – он больше отмалчивался: мол, строил Комсомольск-на-Амуре. Было нелегко. Отец и десять братьев и сестер погибли. Где, когда? Никаких подробностей. Позднее, уже в годы перестройки, узнал, что мой отец 10 лет сидел за отца-кулака, а остальные тоже пропали на Колыме. Недавно я вручал награду молодым ребятам, которые сами восстановили свои родословные, и откровенно им позавидовал. Сейчас этим можно и нужно заниматься. И мы можем им помочь. Передать накопленный родоведами опыт, подключить современные технологии, помочь внедрить родовую культуру. Проект "МИР", на который мы получили президентский грант, потому и был заявлен как пилотный проект, направленный на восстановление родовой культуры, на воспитание молодежи".

Тему встречи продолжил д.и.н., научный руководитель проекта "МИР" Алексей Мосин: "Задумываться о важности истории своей семьи начинают люди зрелого возраста, люди пожилые, умудренные жизненным опытом, имеющие больше свободного времени. Меня пригласили поговорить об истории с учащимися второго класса. Здесь вот как раз помог опыт изучения истории семьи. Я говорил ребятам, что такое история, что это всё, что ушло в прошлое, в чем мы ничего не можем изменить. История есть у нашей страны, у нашего города, у вашей школы, у наших семей. Вы не поверите, какой огромный интерес это вызвало, у них глаза горели, они задавали массу вопросов. Через две недели они принесли выполненное задание, они начертили свое родословное древо: родителей, дедушек, бабушек. Как это было потрясающе интересно!"

Автор более 50 публикаций по генеалогии Владимир Могильников обозначил ряд проблем, которые сегодня необходимо решать. "Оцифровка – это одна проблема, еще есть проблема индексации. Я немного знаком с цифровыми технологиями, у нас отставание всего-то на 10 лет. То есть нам еще 10 лет оцифровать и еще 10 лет проиндексировать. Санкт-Петербургский архив выложил, и чтобы что-то найти нужно ночами сидеть и искать. Это как если бы вы пришли в архив, а вам говорят, - идите в хранилище смотрите и ищите. Это даже не тянет на услугу".

Заместитель председателя Архивного комитета Санкт-Петербурга Павел Крылов – в свою очередь – поделился опытом оцифровки. "В Санкт-Петербурге занимаемся оцифровкой с 2008 года. Мы отсканировали очень много, но если это сравнивать с количеством единиц хранения, которое у нас на учете находится, то это только около 6%. Если говорить о метрических книгах, которые мы отсканировали практически полностью в историческом архиве, - этот фонд очень востребован. Примерно 2 года назад от молодых сотрудников Архивного комитета поступила инициатива выйти в соцсети. Я понимал, что это нужно, но у нас даже специализированных должностей на эту работу нет. Когда они создали первую группу неофициальную ВКонтакте, пришлось возглавить этот процесс, дальше начали работать целенаправленно. Сейчас у нас две странички в соцсетях – Вконтакте и Facebook. 80 процентов – это Россия, Москва и Петербург из других стран - Германия, Израиль, США, Франция".

Начальник управления архивами Свердловской области Александр Капустин поделился опытом уральских специалистов. "Совместно с министерством общего и профессионального образования Свердловской области мы в этом году провели первый в истории нашей службы конкурс детских работ по родоведению, по генеалогии. Это были учащиеся 8-11 классов. Но участие принимали даже 6-классники, настолько это им было интересно. Конкурс мы проводили в течение нескольких месяцев. Хочу сказать, что активное участие принимали родители детей, а на подведение итогов почти все приехали со своими папами и мамами. Принимали участие наши архивные работники. Всего на областной этап вышло 51 работа школьников из 26 населенных пунктов области".

Начальник управления образования Екатеринбурга Екатерина Сибирцева подчеркнула актуальность проекта и его значимость в воспитании патриотизма и в установлении доверительных взаимоотношений между школой и семьей. "Я хочу остановиться на мотивации. Почему дети не хотят учить предметы? Потому что они всегда задают простой вопрос, - зачем лично ему это нужно, зачем ему нужно изучать литературу, когда он может почитать книги без указания учителя, зачем нужна биология, география и т.д. Этот проект как раз дает такое личное ощущение любого предмета, потому что, даже изучая историю страны через историю рода, ты вынужденно погружаешься в экономику, в геометрию, в географию, в гуманитарные науки, в технические. Есть у этого проекта еще одна ценность: он позволяет перекинуть мостик от школы к семье и сделать отношения между этими социальными институтами более человечными, более правильными, более дружественными, потому что и школа, и семья – это две части единого целого, которое называется воспитанием ребенка".

Президент Русского генеалогического общества, руководитель Центра генеалогии Российской национальной библиотеки Игорь Сахаров поделился информацией о генеалогической культуре и о том, как она развита сегодня в России. "В наш центр генеалогии обращается много людей, с каждым годом все больше и больше. Обнаруживается довольно грустная картина. То, что люди обращаются, это конечно положительный момент. Но в целом обнаруживается, что генеалогическая культура среднего нашего соотечественника очень низкая. Я знаю положение с русским и, условно говоря, православным населением. Картина была такая: был некий традиционный уклад, который базировался на следующих вещах: во-первых, практически все люди жили в тех местах, где жили их предки, миграция была очень небольшая, люди вырастали в окружении своей родни и довольно хорошо в ней ориентировались, более того, этот уклад предусматривал духовную составляющую. Я не хочу сказать, что каждый русский человек был активно верующим, но церковное благочестие обязывало среднестатистического гражданина посещать церковь, молиться за здравие живущих своих родственников и за упокоение дух усопших. Это тренировало генеалогическую память. Кроме того, были родительские дни, когда русский человек ходил на кладбище, кладбище было всегда под боком. А потом в 1917 году этот уклад был уничтожен, от него практически ничего не осталось". 

Президент Союза возрождения Родословных традиций, член общественного Совета при Федеральном архивном агентстве Валерий Бибиков поделился своим опытом вовлечения детей в активную работу по поиску корней и по формированию истории семьи. "Действительно первое с чего мы начали – это как раз привлечение к нашей деятельности детей. Все наши крупные российские генеалогические выставки начинаются с того, что мы договариваемся с департаментом образования соответствующего города о проведении детского конкурса регионального. За полгода до выставки мы это обговариваем. Департаменты образования и культуры выпускают разнарядки для школ, в которых обязуют сделать конкурсы среди школ, а позже подводятся итоги по региону. В тот момент, когда мы уже начинаем делать выставку, как правило, аудитория в этом регионе уже подготовлена, дети обращаются за помощью к своим родителям, родители зачастую мало что знают и обращаются за помощью к своим родителям. В процесс включаются сразу три поколения".

Главный библиограф Центра генеалогии Российской национальной библиотеки Алла Краско пояснила, что собой представляет поиск информации при исследовании семьи, рассказала, как ведется работа в библиотеке. "В нашу библиотеку по закону обязаны были пересылать все печатные издания, которые выходили в Российской империи, а потом и в Советской союзе, в России. Поэтому в нашу библиотеку очень много людей приходит в читальный зал, и с развитием цифровых технологий у нас большое количество удаленных посетителей. Любое исследование истории семьи будет состоять из трех частей: разговор со старшими, изучение документов семейного архива, обращение к печатным источникам, приход в библиотеку, и потом посещение архивов".

Руководитель отдела образования Музея первого президента России Б.Н.Ельцина Анна Бородулина рассказала об опыте работы над проектом для малышей. "Наш проект включает в себя своеобразный курс из музейных занятий прикладных, мастерских, где мы работаем с предметом, и серия разговоров, где встречаются несколько поколений: ребенок, родители, бабушки, дедушки. На самом деле целью этого проекта и воплощением его является создание витрины, посвященной истории семьи. Это небольшая экспозиция, которую ребята делают полностью сами и представляют на небольшой выставке".

Зам. генерального директора Уральского регионального института музейных проектов Людмила Зорина: "У меня был интересный опыт прикосновения к богатейшей родословной, не так давно на Кипре, будучи в гостях у потомков знаменитого уральского ученого Клера Онисима Егоровича, с прапраправнуком Ильей мы за два дня создали невероятную родословную, только благодаря интернету, погрузившись в недра его родословных связей, добравшись до прапрапрадеда жившего аж в 15 веке. Мне было по хорошему завидно, что существует великолепная возможность у тех людей, кто имеет корни в Швейцарии. Там все архивы открыты и мы, действительно, за 2 дня через интернет проработали такую великолепную историю".

Президент общественного фонда "Семья – XXI век", эксперт Госдумы Лариса Докучаева более детально объяснила, в чем значимость проекта МИР, зачем изучать историю своего рода, семьи, близких. "Когда молодому человеку показываешь, что познание рода – это познание самого себя, показываешь, что он наследует не только внешность своего деда и прадеда, а наследует темперамент, характер, определенные психологические установки, модели поведения, родовые программы во многом определяют его жизненный сценарий, его судьбу. Тогда интерес у молодых людей возникает. Я возглавляю академию родологии, мы проводим такие семинары для молодежи. Молодые люди тут же звонят в разные концы страны, за границу с вопросами "Бабушка, дедушка, расскажите, что вы пережили, что происходило?", понимая, как, например, до сих пор стресс, которые был пережит в результате социальных катаклизмов его предками, будет формировать у него страхи, фобии, неуверенность. На очень многие вопросы отвечает достаточно молодое научное направление – родология".

Михаил Елькин: "Я представляю Уральское историко-родословное общество, которое занимается коммутацией таких исследователей, коммутацией таких профессионалов, которые помогают этим исследователям. Еще одной нашей сверхзадачей нашего общества является объединение людей, не только впрямую по генеалогии, но и в принципе по жизни".

Итогом круглого стола стала резолюция, которую зачитал научный руководитель проекта "МИР" Алексей Мосин: "Мы обращаемся к органам власти, к государственным учреждениям, к общественным организациям и обращаем их внимание на важность следующих вопросов:

  1. Оказывать материальное и техническое содействие архивам в оцифровке материалов массового учета населения 17-20 веков,
  2. Поддерживать преподавание в средней школе основ родоведения и краеведения,
  3. Оказывать всяческое содействие генеалогическим и историко-родословным обществам в их исследовательской и издательской деятельности".