ОСЛО, 17 октября. /Корр. ТАСС Юрий Михайленко/. Норвежская полиция держит под арестом гражданина России Мансура Махашева, обвиняемого в похищении собственных дочерей.
Несмотря на то, что суд округа Гломдал в норвежском городе Конгсвингер объявил о том, что до основного слушания необходимости в ограничении свободы арестованного в среду россиянина нет, полицейский прокурор Ирен Йонсен Даль заявила апелляцию. До тех пор, пока свое решение не вынесет суд второй инстанции, Махашев будет оставаться под стражей. Об этом корр. ТАСС заявила адвокат россиянина Сесилия Динарди.
"Я не могу быть уверена по поводу сроков рассмотрения апелляции, однако не могу исключать, что моему клиенту придется оставаться в заключении до конца следующей недели, - отметила собеседница агентства. - Мансур также уполномочил меня публично заявить, что во всех своих действиях он руководствовался лишь интересами дочерей".
Дело Мансура Махашева
Дело Махашева достаточно запутано. За последние несколько месяцев полиция выдвигала против мужчины обвинения по разным статьям норвежского уголовного кодекса, однако причиной его ареста на этой неделе стало обращение его бывшей супруги и матери девочек, заявившей, что семья мужа мешает ей забрать их из Чечни.
Две девочки 6 и 8 лет были временно помещены в норвежскую патронажную семью в декабре прошлого года после того, как норвежские органы опеки заподозрили их родителей в жестоком обращении с детьми. 10 июня с остановки школьного автобуса неподалеку от Конгсвингера детей забрали и увезли в направлении шведской границы двое неизвестных в масках, которых сопровождал Махашев, впоследствии также скрывшийся. В связи с произошедшим мужчина был объявлен в международный розыск, причем суду пришлось выдавать ордер дважды, так как первый был аннулирован по запросу адвоката. Тем не менее, полиции так и не удалось ни найти Махашева, ни установить местонахождение девочек, которых, как выяснилось впоследствии, отец отвез в Чечню к своим родственникам. Кроме того, выяснилось, что отец не может обвиняться в похищении собственных детей, так как он не был лишен права опеки над ними.
В июле губернская комиссия постановила, что девочки должны быть возвращены родителям, так как у норвежской службы защиты детей не было достаточных оснований для их изъятия из семьи, а насилие к детям не применялось. Вскоре после этого мужчина, который владеет строительной фирмой в Осло, вернулся в Норвегию и добровольно явился на допрос в полицию, чтобы объяснить свои действия. Тогда норвежские правоохранительные органы не посчитали необходимым помещать россиянина под арест, а прокурор говорила о возможности закрытия дела. Тем не менее, новые обстоятельства заставили норвежские правоохранительные органы пересмотреть свое решение.
Бывшая жена Махашева, также уроженка Чечни, с которой девочки проживали в Осло до того, как были изъяты опекой, по словам Динарди, обратилась в полицию, так как не смогла забрать их обратно в Норвегию, столкнувшись с сопротивлением со стороны родственников мужа. Это дало полиции повод вновь обвинить мужчину в похищении дочерей - на этот раз у бывшей супруги (статья 216 УК королевства). Кроме того, полицией ему предъявляются прежние обвинения в незаконном ограничении свободы девочек (статья 223), а также незаконном ограничении свободы действий их временного опекуна в ходе июньских событий (статья 222). При этом в августе речь шла о возможности снятия данных обвинений.
Как ранее заявили корр. ТАСС в российском посольстве, у девочек есть российское гражданство по рождению, так как оба родителя являются гражданами России. Кроме того, в мае этого года гражданство сестер было документально оформлено на территории Российской Федерации. Мать девочек является гражданкой России, однако, как отмечают в полиции, несколько лет назад она также получила норвежское гражданство. Сам Махашев, приехавший в Норвегию из Чечни в 2002 году и попросивший политического убежища, по информации норвежских властей, имеет постоянный вид на жительство в королевстве.