МОСКВА, 15 декабря. /ТАСС/. Помощники так называемых черных лесорубов, не участвовавшие непосредственно в нелегальных вырубках, также могут нести уголовную ответственность как соучастники. Это разъяснил пленум Верховного суда РФ, дополнив в четверг постановление 2012 года "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".
"В случаях, когда согласно предварительной договоренности между соучастниками незаконной рубки насаждений в соответствии с распределением ролей каждый из них совершает отдельное действие, входящее в объективную сторону преступления (осуществляет спиливание (срубание или срезание), трелевку древесины, первичную обработку и (или) хранение в лесу), все они несут уголовную ответственность за незаконную рубку, совершенную группой лиц по предварительному сговору", - пояснил пленум.
В то же время, "если лицо непосредственно не совершает каких-либо действий, входящих в объективную сторону преступления, но, например, указывает место незаконной рубки, объем подлежащих незаконной рубке деревьев, предоставляет в этих целях необходимую технику и горюче-смазочные материалы, заранее обещает приобрести или сбыть незаконно заготовленную древесину, то при отсутствии признаков участия в составе организованной группы его действия надлежит квалифицировать как соучастие в содеянном со ссылкой соответственно на части 3, 4 или 5 статьи 33 УК РФ (как организаторов, подстрекателей или пособников - прим. ТАСС)", - пояснил Верховный суд.
Разные случаи вырубки деревьев
Пленум дополнил постановление 2012 года разъяснениями о том, в каких случаях вырубка деревьев подпадает под статью 260 УК РФ (Незаконная рубка лесных насаждений), в том числе со стороны пользователей земельными участками. Верховный суд также включил в постановление разъяснение о принятых в этом году поправках в УК, согласно которым орудия, оборудование или иные средства совершения экологического преступления, в том числе транспортные средства, с помощью которых совершались незаконная охота или незаконная рубка лесных насаждений, приобщенные к делу в качестве вещественных доказательств, теперь не просто могут быть конфискованы, но подлежат конфискации.
В то же время пленум обратил внимание судов на случаи, когда самовольная рубка не может считаться преступлением. Если деяние, содержащее признаки незаконной рубки, совершено лицом в целях устранения непосредственно угрожающей опасности (например, в случаях опасности для жизни и здоровья граждан, уничтожения или повреждения ценного имущества: автомобиля, жилища и т. д., угрозы повреждения линий электропередачи, социальных объектов населенного пункта, техногенных аварий, в ходе лесных пожаров) и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (статья 39 УК РФ), пояснил пленум.