Причиной жесткой посадки А321 в Подмосковье в 2019 году стало попадание чаек в двигатели
Согласно отчету, двигатели не останавливались
МОСКВА, 5 января. /ТАСС/. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) закончил расследование жесткой посадки самолета A321 авиакомпании "Уральские авиалинии" в кукурузном поле в подмосковном Раменском в августе 2019 года. Причиной ЧП стали попавшие в двигатели чайки, об этом говорится в четверг в окончательном отчете МАК, копия которого имеется в распоряжении ТАСС.
Расследование велось в течение трех лет. "Авиационное происшествие с самолетом А321-211 случилось при выполнении взлета днем (в 06:15 мск) в визуальных метеоусловиях, в результате его столкновения после отрыва от ВПП на высоте 0,6-1,2 м со стаей чаек индивидуальной массой отдельных особей более 1,13 кг, подпадающих под сертификационную категорию "большая птица", что привело к механическим повреждениям обоих двигателей, снижению их суммарной располагаемой тяги до величины, меньшей тяги одного исправного двигателя на режиме FLEX 49 (режим, на котором выполнялся взлет), невозможности продолжения полета при фактической конфигурации самолета (неубранное положение шасси) и вынужденному приземлению вне аэродрома", - говорится в документе.
При этом фактором появления птиц около аэропорта Жуковский стали свалки и водоемы в округе.
После столкновения с чайками двигатели продолжали работать. Но их общая тяга была меньше, чем требуется для взлета. Экипаж перевел двигатели в режим "взлет - уход на второй круг", тяга выросла почти до значения, позволявшего набрать высоту. Но после этого один из двигателей был переведен на малый газ и суммарная тяга обеих силовых установок вновь упала.
О действиях пилотов после столкновения самолета с птицами в отчете МАК говорится, что они имели "явные признаки дезорганизации, непоследовательности и хаотичности" из-за психологических нагрузок. Но при этом пилоты не впали в ступор. "Фактически на начальном этапе продолженного взлета (до включения автопилота) экипаж не выполнил (или выполнил, но в недостаточной степени) ни одного из действий, предусмотренных процедурой продолженного взлета, а именно: шасси не убирались, показания директорной стрелки по тангажу игнорировались, центрирование бета-таргет не производилось, усилия на педалях перед включением автопилота не триммировались", - уточняется в отчете.
Чудо в кукурузном поле
Инцидент, который СМИ назвали "чудом в кукурузном поле", произошел 15 августа 2019 года. Лайнер с 226 пассажирами вылетел из подмосковного аэропорта Жуковский и столкнулся со стаей чаек, из-за чего двигатели стали барахлить. Посадка прошла удачно, никто не погиб, пожара удалось избежать, хотя баки были полными. За медицинской помощью обратились 76 человек, в том числе 19 детей.
Эвакуацией людей из салона после посадки руководили бортпроводники "Уральских авиалиний": Дмитрий Ивлицкий, Алия Слякаева, Дмитрий Гончаренко и Яна Ягодина. Они были награждены орденами Мужества. Аварийный самолет сажали командир воздушного судна Дамир Юсупов и второй пилот Георгий Мурзин, президент РФ присвоил им звания Героев России.