Прокуратура Польши: опубликованные в СМИ стенограммы из кабины ТУ-154М содержат неточности
Недопустимо представлять итоги работы экспертов, которая однозначно не признана ясным и полным материалом, считает прокурор Марчин Максян
ВАРШАВА, 7 апреля. /Корр.ТАСС Ирина Полина/. Эксперты в Польше расшифровали на одну треть больше слов с записей из кабины пилотов разбившегося под Смоленском президентского Ту-154М.
Выводы специалистов опубликовало радио "РМФ ФМ".
В частности, новые данные подтверждают, что в кабине пилотов до момента крушения находился глава ВВС Польши генерал Анджей Бласик, который, предположительно, оказал давление на экипаж.
Эксперты считают, что Бласик произнес следующие слова: "Это факт, мы должны это сделать, до конца". Позднее, на высоте 300 метров над землей он сказал: "Поместишься. Смелее".
Стенограммы также указывают на то, что в кабину пилотов в последние минуты полета постоянно заходили третьи лица. Записи фиксируют слова главы протокола Мариуша Казаны, которые говорил о необходимости посадки. Кто-то постоянно призывал к тишине, спокойствию. "Тихо там!", "выйти отсюда!", "пожалуйста, перестаньте" - такие высказывания расшифровали эксперты.
Кроме этого, микрофоны на борту зафиксировали диалоги о пиве, которое подавали в салоне.
Все ранее выполненные стенограммы, как в России, так и в Польше основывались на записях регистратора MARS.
Польские следователи в феврале 2014 года в рамках специального визита в Москву сделали еще одну копию записей с использованием другой техники. Это позволило узнать о происходящем в самолете более подробно.
"Использование новейших технологий улучшило качество записей, благодаря чему удалось расшифровать на 30% больше слов", - подтвердил прокурор из Главной военной прокуратуры Марчин Максян, подчеркнув, что эти данные в настоящее время прорабатываются в рамках следствия.
Прокуратура Польши заявляет, что в кабине не было посторонних
"Окружная военная прокуратура в Варшаве проанализировала опубликованные в СМИ материалы, - сообщил он. - Прокуратура заявляет, что этот материал хоть и содержит в ряде пунктов цитаты, вытекающие из стенограмм, включает также ряд неточностей, как в содержании сказанных фраз, идентификации говоривших, так и в комментариях, не являющихся интерпретацией экспертов".
"Токсикологические экспертизы исключили, что кто-либо из экипажа, как и другие лица, которых касаются сегодняшние сообщения, находились в момент катастрофы под влиянием алкоголя", - добавил прокурор.
По его словам, к подобным материалам следует относиться очень осторожно и не рассматривать их в отрыве от других данных следствия. "Недопустимо представлять итоги работы экспертов, которая однозначно не признана ясным и полным материалом", - отметил Максян. В этой связи прокуратура возбуждает отдельное дело, касающееся бесправной публикации этой информации.
Обвинения Варшавы в адрес российских авиадиспетчеров
Ранее польская прокуратура, расследующая авиакатастрофу 10 апреля 2010 года под Смоленском, в которой погиб президент республики Лех Качиньский, обвинила двух российских авиадиспетчеров в причастности к трагедии.
Экспертами были оценены также действия диспетчеров", - отметил в ходе пресс-конференции прокурор Иренеуш Шелонг.
По его словам, 24 марта "было выдано постановление о предъявлении обвинений в совершении преступления двум гражданам РФ - членам группы управления полетами".
"Один из них обвиняется в создании ситуации непосредственной опасности в воздухе. Другой обвиняется в неумышленном доведении до катастрофы в воздушном пространстве", - указал Шелонг. Он добавил, что уже запущена процедура предъявления обвинения россиянам и создания возможности их допроса в качестве подозреваемых. Было также отмечено, что прокуратура не будет информировать о деталях этого процесса.
10 апреля 2010 года в результате авиакатастрофы польского президентского самолета Ту-154М под Смоленском погибли все 96 находившиеся на борту пассажиры, в том числе президент республики Лех Качиньский. Расследование обстоятельств трагедии продолжается прокуратурами как в Польше, так и в России.
Польская правительственная комиссия сочла, что "причиной происшествия было снижение ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости в метеоусловиях, не позволяющих осуществлять визуальный контакт с землей, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг". В докладе польской комиссии среди причин крушения упомянуты также ошибки экипажа и тот факт, что пилот проигнорировал сигналы системы раннего предупреждения столкновения с землей TAWS.