ВАРШАВА, 1 апреля. /Корр.ТАСС Ирина Полина/. Отказ России вернуть обломки разбившегося под Смоленском в 2010 году президентского Ту-154М до завершения следствия обусловлен политическими соображениями.
Такое мнение высказал глава МИД Польши Гжегож Схетина в эфире радио "Зет".
"Это элемент, не хочу сказать политического давления, но элемент политики", - сказал Схетина.
По его словам, в Польше ожидали, что спустя пять лет после трагедии удастся "подвести итог того, что произошло в Смоленске", в том числе получить обломки самолета.
Задержка их возвращения демонстрирует "нежелание другой стороны сотрудничать", полагает министр.
Обвинения Варшавы в адрес российских авиадиспетчеров
Ранее польская прокуратура, расследующая авиакатастрофу 10 апреля 2010 года под Смоленском, в которой погиб президент республики Лех Качиньский, обвинила двух российских авиадиспетчеров в причастности к трагедии.
"Экспертами были оценены также действия диспетчеров", - отметил в ходе пресс-конференции прокурор Иренеуш Шелонг. По его словам, 24 марта "было выдано постановление о предъявлении обвинений в совершении преступления двум гражданам РФ - членам группы управления полетами".
"Один из них обвиняется в создании ситуации непосредственной опасности в воздухе. Другой обвиняется в неумышленном доведении до катастрофы в воздушном пространстве", - указал Шелонг. Он добавил, что уже запущена процедура предъявления обвинения россиянам и создания возможности их допроса в качестве подозреваемых. Было также отмечено, что прокуратура не будет информировать о деталях этого процесса.
"Разные вопросы"
Схетина выступил против объединения переговоров о мемориале жертвам авиакатастрофы 10 апреля 2010 года в Смоленске и памятнике красноармейцам на краковском Раковицком кладбище.
"Это невозможно. Нельзя вести такие переговоры. Здесь нет взаимности. В таких вопросах важно уважать память. Эти дела можно и нужно вести параллельно, - сказал Схетина. - Если кто-то их объединяет, то вносит в переговоры политическое измерение".
По мнению министра, у этих двух вопросов "нет общего знаменателя", так как с одной стороны - "крупнейшая в истории Польши катастрофа, унесшая жизни президентской четы и 96 человек", а с другой - "исторический вопрос пленных, погибших в основном от тифа". "Памяти заслуживает и то и другое, но это совершенно разные вопросы", - указал он.
Вопрос установки памятников обсуждался во вторник в ходе рабочей встречи министра культуры РФ Владимира Мединского с послом Польши в РФ Катажиной Пелчиньской-Наленч. По сообщению пресс-службы, они согласовали, что "в последней декаде апреля в Смоленске соберутся участники рабочей группы с российской и польской стороны и обсудят детали проекта - вероятно, тогда будет окончательно решен вопрос о создании и установке мемориала в аэропорту Смоленска". Также на встрече шла речь об установке в Польше на краковском Раковицком кладбище памятника красноармейцам, погибшим в польском плену в 1920-1921 годах, и о судьбе памятника Ивану Черняховскому в Пененжно, который неоднократно подвергался нападкам вандалов.